Класс: 3

Цели:

  1. Продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли;
  2. Развивать исследовательские навыки: мышление, наблюдательность, любознательность;
  3. Воспитывать детей быть наблюдательными и бережливыми в дальнейшей жизни;
  4. Коррекция зрительно – пространственных действий, пространственной организации предметных действий и вербально – образного эквивалента окружающего пространства (понятий, обозначающие реальные предметы) в сознании ребёнка.

Планируемые результаты:
– учащиеся научаться определять основные свойства почвы;
– в процессе опытов установят состав почвы;
– узнают о преобладающих почвах родного края;
– узнают о животных почвы.

Оборудование: карточки – опоры: (плоский и шрифт Брайля)воздух, вода, перегной, гумус, песок, глина, соли, микробы, для опытов: прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки, лабораторное стекло, спиртовка, держатель (у учителя), коллекция почв.

I. Мотивация к учебной деятельности. (1–2 мин.)

Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух – три её основы.
Какая бы ни грянула беда – все возродится снова.

Что мы уже изучили?

(Воду и воздух) – вешаю таблички на доску.

А что будем изучать? Кто не догадался, послушайте и отгадайте загадку:

Меня ногами топчут,
Пашут, боронуют,
А я всё терплю,
И добром плачу.

Земля (табличка).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5–6 мин.)

Есть на свете чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

– Вы, должно быть, догадались как она называется? (Земля.)
У слова “земля” несколько значений. Давайте посмотрим в словаре. Какое значение слова нам пригодится? (Почва. )
– Где вы встречали почву?
– Как выглядит почва?
– Каких животных почвы вы знаете? (Вешаем на доску сообщения. )

Посмотрите на образцы почвы. Какого она цвета? Захотелось ли вам ещё что – то узнать о почве? Что именно нового мы узнали о воздухе и воде?

(Воздух и вода имеют свои свойства.)

Давайте попробуем сформулировать тему урока и цель нашего урока.

Отгадайте загадки:

  1. Он очень нужен детворе,
    Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже,
    Он и в стекле расплавлен даже. Песок
  2. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. Глина
  3. Я и туча, и туман, я ручей и океан,
    Я летаю и бегу и стеклянной быть могу. Вода
  4. Мы его не замечаем, мы о нём не говорим.
    Просто мы его вдыхаем, ведь он нам необходим. Воздух

Как вы думаете зачем мы вспомнили данные природные ископаемые?

III. Выявление причины и места затруднения. 1–2 мин.

Что будем изучать у почвы? Можем ли просто сделать какие – то выводы о составе почвы? Какое задание мы выполняли, чтобы определить свойства воды? (проводили опыты ). Делаем вывод, чтобы узнать свойства и состав почвы необходимо провести ряд опытов. Что необходимо приготовить.

(Спиртовка, стакан, палочка, держатель, тарелка, стекло.)

Правила техники безопасности.

IV. Построение проекта выхода из затруднения. 1 мин.

– Напомните ещё раз цель нашей работы: изучить состав почвы.

Определяем последовательность опытов, смотрим в рабочую тетрадь.

V. Реализация построенного проекта. 10 мин.

Опыт 1. Возьмём стакан с водой и бросим туда комочек сухой почвы. Что вы видите? (Из почвы выходят пузырьки воздуха.) Какой вывод можно сделать?

В почве есть воздух.

Размешиваем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.

Опыт 2. Я немного нагрею почву. В наклоненной пробирке появляются капельки воды. Что вы видите? (Пробирка становится влажной.) Что доказывает опыт?

В почве есть вода.

Опыт 3. Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете. Спросить Ладу. (Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.)

Вывод – в почве есть перегной.

Это сгорает перегной или гумус, который образовался из остатков растений или животных, о которых вы говорили в начале урока. Из остатков мелких корешков, стеблей, листьев, частей насекомых, червей. Именно перегной придаёт тёмный цвет почве. А количеством перегноя в почве определяется её свойство. Какое? Кто знает? (Плодородие.) С просить Ладу.

Опыт 4. Прокалённую почву, в которой весь перегной сгорел (она серого цвета), насыпаем в стакан с водой, размешиваем. Через некоторое время на дно осядут песок и глина . (Для Лады (незрячая девочка) в баночке дать песок и глину.)

Что мы ещё раз доказали?

В почве есть песок и глина.

Опыт 5. Трубочкой берём капельку из стакана, где размешана почва. Помещаем на стекло, нагреваем стекло и что мы видим? (Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт.) Что это такое? Кто знает? Это соли . Делаем вывод. В почве содержатся соли.

Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. А перегной образуется из остатков растений и животных, которые селятся в почве. А животные повышают плодородие почвы.Вот такой круговорот происходит в почве.

Итак, мы изучили состав почвы. Сделайте общий вывод. Запишите его в тетрадь.

Физкультминутка.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 4–5 мин.

С. 74–75 рассмотрите рисунок, расскажите, кому из животных земля служит домом. (Cообщения детей.) Как вы думаете, как животные повышают плодородие почвы? (Предположения детей.)

С. 76 учебник самостоятельная работа с проговариванием в парах. Подтвердились ли ваши предположения.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонам.

С. 77 учебник. Задания в рубрике “Атлас – определитель”. Что произойдёт, если исчезнет почва? Как вы думаете все ли почвы одинаковы? А какие преобладают в Татарстане? Это задание на след. урок.

VIII. Включение в систему знаний и повторения.

Обсудим. “Великан на поляне”. Прочитайте текст в рубрике “Подумаем”. Как вы ответите на вопрос в нём?

IX. Рефлексия. Выберите правильные ответы.

1. К какой природе можно отнести почву?

А) К живой;
Б) к неживой;
В) неживая и живая природа в почве соединяются.

2. Из чего состоит почва?

А) Из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве.
Б) Из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей.
В) Из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве.

3. Что растения получают из почвы?

А) Перегной, песок, глину.
Б) воздух, воду, соли.
В) останки растений и животных.

4. Что влияет на плодородие почвы?

А) Наличие в почве перегноя.
Б) Наличие в почве воды.
В) Наличие в почве песка и глины.

5. Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?

А) Благодаря животным, обитающим в почве.
Б) Благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве.
В) Благодаря микробам, живущим в почве.

Использованная литература и ЭОР

Дидактическое обеспечение:

  1. Окружающий мир. 3 класс. Учебник в 2-х частях. М.: Просвещение, 2012.
  2. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для обучающихся образовательных учреждений в 2-х частях. М.: Просвещение, 2013.

Методическое обеспечение:

  1. А.А. Плешаков. Методическое пособие к учебнику Окружающий мир. 3 класс. М.: Просвещение, 2012.
  2. Технологические карты: Окружающий мир (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva )
  3. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова “Окружающий мир”.
  4. А.А.Плешаков, А.А. Румянцев. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. Издательство “Просвещение” 2012.
  5. А.А.Плешаков. Атлас – определитель От земли до неба Пособие для учащихся общеобразовательных школ. Издательство “Просвещение” 2012.

Страница 17 из 26

ЧУДО ПОД НОГАМИ, стр. 50-51

Практическая работа "Исследование состава почвы"

Опыт 1. Бросьте комочек сухой почвы в воду. Что наблюдаете? О чем это говорит?

Вывод: Почва оседает на дно, но не вся. В почве есть воздух.

Опыт 2. Немного свежей почвы нагрейте на огне. Над почвой подержите холодное стекло. Что наблюдаете? О чем это говорит?

Вывод: Стекло запотело. Это говорит о том, что в почве есть вода.

Опыт 3. Продолжайте нагревать почву. Дождитесь появления дыма и неприятного запаха.

Вывод: В почве содержится перегной.

Опыт 4. Прокаленную почву, в которой перегной сгорел, насыпьте в стакан с водой и размешайте. Понаблюдайте, что осядет на дно сначала, и что через некоторое время. О чем говорит этот опыт?

Вывод: Сначала на дно осел песок, затем глина. Значит, в состав почвы входят песок и глина.

Опыт 5. Поместите на стекло несколько капель воды, в которой долго находилась почва. Подержите стекло над огнем. Что произошло с водой? Что сталось на стекле? Это минеральные соли. О чем говорит этот опыт?

Вывод: Вода испарилась, на стекле остался осадок. Это говорит о том, что в почве содержатся минеральные соли.

Общий вывод: в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.

Чудо под ногами

Чудом под ногами мы назвали почву. Разве не чудо, что тоненький слой земли кормит растения, животных и всех людей нашей планеты.
Почва - это верхний плодородный слой земли
Плодородие - главное свойство почвы.

Плодородие делает почву бесценным даром природы, главным богатством любой страны, любого народа. "Земля - кормилица" - так с огромным уважением называют в народе почву. А ученые с давних пор изучают почву.

Почвоведение - наука о почве.

Науку о почвах - почвоведение - создал замечательный русский учёный Василий Васильевич Докучаев.

Почему же почва плодородна? Чтобы узнать это, изучим её состав.

Практическая работа "Исследование состава почвы".
Цель работы: определить, что входит в состав почвы.

Рассмотрите оборудование, приготовленное для практической работы. Укажите стрелками названия предметов.

Опыт 1 . Бросьте комочек сухой почвы в воду. Что наблюдаете? О чём это говорит?

Вывод : В почве содержится воздух.
Опыт 2 . Немного свежей почвы нагрейте на огне. Над почвой подержите холодное стекло. Что наблюдаете? О чём это говорит?

Вывод : В почве есть вода
Опыт 3 . Продолжайте нагревать почву. Дождитесь появления дыма и неприятного запаха. Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. О чём свидетельствует этот опыт?

Вывод : В почве содержится перегной
Опыт 4 . Прокалённую почву, в которой перегной сгорел (она серого цвета), насыпьте в стакан с водой и размешайте. Понаблюдайте, что осядет на дно сначала и что - через некоторое время. О чём говорит этот опыт?

Вывод: В состав почвы входят песок и глина.
Опыт 5 . Поместите на стекло несколько капель воды, в которой долго находилась почва. Подержите стекло над огнём. Что произошло с водой? Что осталось на стекле? Это минеральные соли. О чём говорит этот опыт?

Вывод: В почве содержатся минеральные соли.

Общий вывод: в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух. Животные перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
Определи, какие животные обитают в почве.
Многоножка, дождевые черви, личинка майского жука, медведка, крот, личинка жука - щелкуна.

Вы назвали главное свойство почвы – плодородие. Давайте выясним, почему же почва плодородна. Как вы думаете, что для этого нужно сделать? (изучить состав почвы).

Работа в парах. Открываем рабочую тетрадь на с.50.

Что нам предстоит сделать? (провести практическую работу по исследованию состава почвы)

Какова цель нашего исследования? (определить, что входит в состав почвы)

Рассмотрите оборудование, приготовленное для практической работы у себя на парте. Знаете ли вы название этих приборов? Посоветовавшись со своим соседом, в тетради соедините стрелочкой рисунок оборудования и его название.

Инструктаж по ТБ

Внимательно прочитайте инструкцию к первому опыту. Как будете выполнять этот опыт? (берём стакан с водой и бросаем в него комок сухой почвы, наблюдаем)

Что интересного увидели? (вверх поднимаются пузырьки – это говорит о том, что в почве есть воздух)

Внимательно прочитайте инструкцию к опыту № 2. Как будете выполнять этот опыт?

(насыпаем на стекло комочек свежей почвы, стекло закрепляем в держатель, равномерно нагреваем над огнём, над хорошо нагретой землёй держим холодное стекло)

Что наблюдаете? (на стекле появились капельки воды – в почве есть вода)

Молодцы! Запишем вывод в тетради.

Сейчас каждая группа получит задание – выполнить опыт. Назовите алгоритм (порядок) выполнения опыта. (внимательно читаем задание, выбираем нужное оборудование, проговариваем порядок его выполнения, чётко выполняем задание по инструкции, наблюдаем, делаем вывод, готовимся к отчёту о работе)

Опыт № 3 выполняет 1 группа, №4 –вторая группа, № 5 – третья группа. Можно спорить и отстаивать свою точку зрения! Окончание работы по звоночку.

Дети выполняют опыты, делают выводы, готовят свои отчёты.

1группа: при нагревании почвы почувствовали неприятный запах – в почве есть перегной.

2группа: почву серого цвета(нет перегноя) насыпали в стакан с водой – сначала осело на дно вещество рыжего цвета, а затем серого. Вывод – в почве есть глина и песок.

3 группа: взяли несколько капель воды из первого опыта, накапали на стекло и подержали над огнём. Вода испарилась, на стекле остался след – в почве есть минеральные соли.

Каждый вывод записывается в тетради.

На основе проделанных опытов попробуйте самостоятельно сделать вывод, что входит в состав почвы. (В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли). Сравните их с выводами в приложении на с. 91.

Хорошо! На с. 51 найдите карточку групповой оценки проведения практической работы, заполните её.

Мы верно назвали оборудование для опытов.

Наши выводы совпали с выводами в приложении

Мы верно определили состав почвы, но неточно сформулировали выводы. Мы допустили ошибки при определении состава почвы.

Физкультминутка

Давайте, ребята,

Везде, где живём,

Деревья посадим,

Сады разведём!

Нас много, ребята,

Пусть каждый из нас,

Хоть кустик для сада,

Посадит сейчас.

Ребята, вы сказали мне, что почва оказывается служит домом для многих животных. Внимательно рассмотрите рисунок в учебнике на с. 74-75. Определите, какие животные обитают в почве. (лесная мышь, крот, медведка, черви, многоножка,..)

Что общего у животных разных групп, насекомых и зверей, живущих в почве? (сходство в строении передних конечностей – приспособление к жизни под землёй)

Выскажите свои предположения, как эти животные влияют на плодородие почвы. (ответы детей)

Правы вы или не совсем, вы можете проверить себя, прослушав мой рассказ. Ваша задача: внимательно слушать и по ходу моего рассказа составить перед собой на парте схему «Что растения получают из почвы?» (у каждого ребёнка набор слов и картинок, из которых и составляется схема – один – два ребёнка работают у доски)

Что растения получают из почвы? Корни растения дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворённые минеральные соли. Эти соли – питательные вещества, без которых растения не могут жить.

Мы видели, что солей в почве немного. Растения могли бы их быстро израсходовать, но этого не происходит. Запас солей в почве постоянно пополняется благодаря перегною. Перегной медленно, постепенно разрушается, превращаясь в соли. Поэтому чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух. Также животные перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.

Проверяем тех, кто работал у доски по образцу. Делаем вывод по получившейся у вас таблице. (Растения получают из почвы кислород воздуха, воду, перегной, разрушенный перегной превращается в соли, которые вместе с водой называются растворённые минеральные соли)

Верны ли ваши предположения о влиянии животных, живущих в почве на её плодородие? (ответы детей)

Урок окружающего мира
3 класс, УМК «Перспектива»
Тема урока: «Чудо под ногами»

Урок разработала: Захарова Елена Николаевна
учитель начальных классов МОУ «СОШ № 10»

Г. Ухта
2018 год

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Урок «открытия нового знания», построенный на основе деятельностного метода
Тема Чудо под ногами
Цель темы Дать понятие о почве, её плодородии и значении для растений, животных и человека; о перегное, его образовании и значении для плодородия почвы; воспитывать бережное отношение к плодородию почвы, к животным, формирующим почву.
Основное содержание темы, термины и понятия Представление о почве, её составе.
Термины: почва, плодородие, перегной, минеральные соли, почвоведение.
Планируемый результат Предметные умения УУД
Научатся характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы. Знать термины почва, плодородие, перегной, минеральные соли. Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
- в ходе практической работы определить, что входит в состав почвы.
Коммуникативные:
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Литературное чтение
Технология
Изобразительное искусство
Музыка
ОБЖ фронтальная
в парах
в группах
индивидуальная работа
практическая работа -Уч. Окружающий мир 3 класс, ч.1, стр.,
-Рабочая тетрадь по окружающему миру, ч.1, стр.50-51. - Методическое пособие « Уроки по окружающему миру», 3 класс. М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, «Просвещение»- М., 2010.
- Интернет-ресурсы(музыкальная композиция «Гляжу в озёра синие», музыка Л. Афанасьева, Слова И. Шаферана)
Презентация (смарт)
- Оборудование для практической и групповой работы (интерактивная доска, микроскоп, ноутбук, система тестирования, графический планшет)

Этап урока Содержание урока Характеристика
деятельности учащихся и учителя УУД
I этап. 6 минут Мотивация к деятельности
Цель – мотивировать учащихся на изучение темы «Чудо под ногами»
Организационная минутка
Орешек знаний тверд,
Но все же мы не привыкли отступать
Нам любознательность поможет
открытия здесь совершать
Презентация. Какой раздел окр. мира изучаем? Почему назвали «мир как дом»?
Что уже выяснили? Из чего всё состоит, свойства воды, воздуха, горных пород и минералов.
Смарт- тестирование
Предлагаю вам проверить свои знания и выполнить тест. Включите пульты. Смарт – тест.
Тест, выявление места затруднения, определение границы знания и незнания.
Какой вопрос оказался самым трудным? Почему? Не изучали ещё такое.
Посмотрите на растения (в вазе и в горшке). Какое растение по - вашему проживёт дольше? Почему? А что нужно растению для жизни? Солнце, воздух, вода, почва…
Проблемная ситуация
А если вы не можете сразу ответить на вопрос, то чего вам не хватает? Знаний
На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? …..

Кто догадался, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Сформулируйте тему нашего урока.(Почва)

Как вы думаете, что чудесного в той земле, по которой мы ходим? (предположения детей)

Посмотрите по оглавлению, как её назвал автор учебника? Почему?
- О почве ещё говорят «чудо под ногами». Что же чудесного в ней? Какую цель поставите перед собой сегодня на уроке? Цель: Определить, почему почва – чудо?
Так ли важно для человека знать всё о почве, уметь использовать её ?
Где в жизни вы можете применить эти умения?

Какие учебные умения вам сегодня понадобятся на уроке?
- Читать, наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Что необходимо сделать в первую очередь? Составить план.
План
1. что такое почва
2. состав почвы
3. свойства почвы
4. что чудесного в почве
5. почвы в РК
6. охрана почвы Учитель настраивает детей на нужную волну урока.
Учащиеся путём предположения, работы в группе, отгадывания ребуса формулируют тему урока. Регулятивные:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Коммуникативные:
- формирование умения общаться в паре, группе.

Коммуникативные:
II этап. 9 минут
Учебно-познавательная деятельность
Цель – формирование у учащихся представления о почве, её составе
- А кто знает, что такое почва? (предположения детей)
Работа со словарной статьёй. Подчеркнике главное, основопологающее.
Почва – верхний плодородный слой земли. План +
Гипотеза №1 .А из чего состоит по- вашему почва? (дети говорят, а я фиксирую - песок, глина, камни, перегной…..)
Что такое плодородие? Словарь – главное
ПЛОДОРО́ДИЕ -я; ср. Способность почвы удовлетворять потребности растений в элементах питания, производить и питать богатую растительность, давать хорошие урожаи
- Что нового узнали из словарной статьи? (главное свойство почвы – плодородие)
В народе почву называли «земля-кормилица; существует такая наука о почвах – почвоведение. Эту науку создал замечательный русский учёный Василий Васильевич Докучаев; почва - кладовая веществ для жизни культурных и дикорастущих растений; почва служит домом для многих животных
Физминутка «Режиссёр – актёры» или музыкальная.
-Покажите движениями работу человека, который косит траву, сеет зерно, копает землю, полет грядки, собирает большой урожай и радуется этому урожаю.

Дети читают текст, находят в нём определение почвы, главного свойства почвы, термин «почвоведение».
Регулятивные:
- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

III этап. 25минут Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи

Вы назвали главное свойство почвы – плодородие.
Гипотеза № 2:Предположите, что из предложенного вами состава больше всего отвечает за плодородие почвы? Дети- песок…перегной…
Что нужно сделать, чтобы подтвердить или опровергнуть ваши гипотезы? Изучить состав почвы и её свойства, провести опыт, понаблюдать, зафиксировать результаты, сделать выводы
Ваши предложения по организации? (в группах)
Какие источники информации вам понадобятся?
Какие инструменты и приспособления вы будете использовать?
Где будете фиксировать результаты? в таблице(см. Приложение)
Почему удобнее в таблице, а не на схеме или в кластере?
На какие столбики разделим таблицу? Состав, свойства
- Рассмотрите оборудование, приготовленное для практической работы у себя на парте. Знаете ли вы название этих приборов? Инструктаж по ТБ
- Как нужно проводить практическую работу, используя оборудование? Аккуратно, осторожно, приборы хрупкие- можно разбить.
Согласно вашей гипотезе № 1 в состав почвы входит и…..и…..-.
Чтобы определить все составляющие, каждая группа будет проводить свой опыт, согласно инструкции. Потом один человек из группы представить результаты исследования, а все будут фиксировать это. На опыт всем даётся 5 минут, на выступление каждой группе по 1 минуте.
Опыт № 1.
Состав почвы
1.возьмите стакан с водой
3. наблюдайте за происходящим в стакане, зафиксируйте результаты в таблице
4 . сделайте выводы
При опускании земли в стакан, из неё пошли …….пузырьки.
Свойство почвы
Если в состав почвы входит ________________воздух, то она обладает _____________проницаемостью.

Опыт № 2.
Состав почвы
1.возьмите салфетку

4. наблюдайте за состоянием ткани, зафиксируйте результаты в таблице
4 . сделайте выводы
Вывод: в состав почвы входит_____________________
Свойство почвы
Если в состав почвы входит ________________вода, то она обладает _____________проницаемостью. А также при попадании _____________воды__ в почву, она может прилипать к инструментам и другим телам, это свойство - ______________липкость.

Опыт № 3
Состав почвы
Снимайте опыт на видео в фотоаппарате.
1.возьмите стакан с водой
2. положите почву в стакан
4. наблюдайте за смесью, зафиксируйте результаты в таблице
5. сделайте выводы
После отстаивания на дне стакана оказался_________песок, а над ним___________глина.
Свойства почвы
Если в состав почвы входит ___________глина, похожая на пластилин, то она обладает _____________пластичностью.
Опыт № 4
Состав почвы
Снимайте опыт на видео в фотоаппарате.
1.возьмите стакан с водой
2. положите почву в стакан
3.размешайте стеклянной палочкой, дайте смеси отстоятся 2 минуты

7. сделайте выводы
Мы обнаружили в земле________________________, всё вместе это составляет_________________перегной.
Свойства почвы
Если в состав почвы входит ___________перегной, то она ______________________________________. Благодаря _____________, почва имеет ______________ цвет.

Опыт № 5
Состав почвы
Снимайте опыт на видео в фотоаппарате.
1.возьмите стакан с водой

4.наблюдайте за реакцией взаимосвязи
5.с помощью таблицы – определителя установите состав
6. сделайте выводы

Свойства почвы
Если в состав почвы входят ___________минер. соли, то они____________растения__________________________.
Рассмотрите стакан со смесью. Изменился ли объём почвы? Сделайте вывод.

Дети выполняют опыты, делают выводы, готовят свои отчёты.
Каждый вывод фиксируется в таблице.
- На основе проделанных опытов сделайте вывод о гипотезе № 1-что входит в состав почвы. (В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли).
В плане +

Возвращаемся к гипотезе № 2- дополняем, исправляем
Опыты по определению свойств почвы показали, что она обладает
-воздухопроницаемость
- водопроницаемость
- плодородие
- чёрный цвет
- липкость
- Усадка
- набухание
А что из состава почвы отвечает за её плодородие? Перегной
Значит, чем больше в почве _________перегноя, тем она _______________ плодороднее.
Возьмите карточку групповой оценки проведения практической работы, заполните её.

Мы верно использовали оборудование для опытов.
- Мы верно определили состав почвы.
- Мы правильно сформулировали выводы.
- Мы верно определили свойства почвы.
Прокомментируйте свои ответы. Оцените работу группы.
А всегда ли растения, находящиеся в почве выглядят здоровыми и красивыми? Чего им не хватает? Вспомните, что нужно для развития растения?
Перегной для плодородия, соли для развития. Какая проблема возникла? Как перегной превращается в соли.
Слайд презентации. Определите, какие животные обитают в почве. (лесная мышь, крот, медведка, черви, многоножка,..)
- Что общего у животных разных групп, насекомых и зверей, живущих в почве? (сходство в строении передних конечностей – приспособление к жизни под землёй)
- Выскажите свои предположения, как эти животные влияют на плодородие почвы. (ответы детей) Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух. Также животные перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
Они влияют на лучшую воздухо- и водопроницаемость.
Что получается в результате разложения растений? Перегной
А перегной дальше превращается в соли. Может ли растение использовать эти соли в тёрдом и сухом виде? Что необходимо сделать солям, чтобы попасть в растения?
Итак,в почве есть воздух, вода, перегной. Есть растение. Что можно составить, используя эти данные? Схему
С помощью карточек составьте схему по группам.

Что у вас получилось? Расскажите.(показ через документ - камеру)
- Что растения получают из почвы? Корни растения дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворённые минеральные соли. Эти соли – питательные вещества, без которых растения не могут жить.
Солей в почве немного. Растения могли бы их быстро израсходовать, но этого не происходит. Запас солей в почве постоянно пополняется благодаря перегною. Перегной медленно, постепенно разрушается, превращаясь в соли.
Вывод: Чем больше в почве ………перегноя, тем она……. плодороднее.
А чем почва плодороднее, тем она больше ------------даёт пищи всему живому на планете. Значит,_____________почву надо охранять. Кто разрушает почву? Как? Почему надо охранять почву?План +
С помощью графического планшета нарисуйте плакат« Охрана почвы?» (у каждой группы – планшет и ноутбук) Проверка через асер на доске.

Проверим ваши знания. Возьмите пульты.Тест. (ИЛИ НА ЛИСТОЧКАХ)
Самопроверка. Проверьте правильность ответов по образцу, выставите себе отметку. Ученики в ходе практической работы определяют, что входит в состав почвы. При этом составляют алгоритм выполнения работы к каждому опыту. Делают выводы, фиксируют их в рабочей тетради, отчитываются о проделанном опыте и наблюдении перед классом. Заполняют карточку групповой оценки проведения практической работы.
Учитель помогает детям в составлении алгоритма выполнения опыта, делать в правильной форме умозаключения.

Учитель в среднем темпе читает статью о жизни в почве.
Ребята слушают рассказ учителя, составляют схему из предложенных элементов. Проверяют свою схему по данному образцу.
Регулятивные:
- работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные:
- в ходе практической работы определить, что входит в состав почвы, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- формирование умения общаться в паре, группе.

Коммуникативные:
- формирование умения общаться в паре, группе;
-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Регулятивные:
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Регулятивные:
- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Личностные:
- формирование личного эмоционального отношения к почве (бережное отношение к плодородию почвы, к животным, формирующим почву).
Познавательные:
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
. IV этап.3минуты Рефлексия деятельности
Цель - самооценка результатов деятельности,осознание границ применения новых знаний

Какова была цель урока?
Всё ли по плану сделали? Что не удалось? Что можете предложить?

Оцените свою работу на уроке с помощью цвета цветка:
кр - не всё получилось, буду
стараться
ж - справился не со всем,
надо доработать
син -всё получилось
замечательно, смогу сам

Что было самым интересным?
- Какое значение для живой природы имеет почва?
- Какой вид работы на уроке вам понравился?
- О чем бы вы рассказали сегодня дома?
 Подумайте, как и где в своей жизни вы можете применить полученные сегодня знания?
Дети проводят самооценку по шкале,
приводят примеры применения полученных знаний в жизни. Общеучебные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Vэтап. 2 минуты
Контроль деятельности ученика. Домашнее задание
Цель - применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.
- Итак, домашнее задание. Учебник рабочая тетрадь, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя». По выбору можно выполнить задание. Возьмите карточки по своим силам. Синяя карточка- изучить состав почвы в горшке комнатного растения и сделать выводы. Красная карточка – в источнике найти информацию о почвах РК. Составить о них сообщение или презентацию Зелёная карточка – учёные утверждают, что почву нельзя отнести только к неживой или только к живой природе. Неживая и живая природа в ней как бы соединяются. Согласны ли вы с этим утверждением? Письменно объясните, приведите свои примеры.
Учитель даёт инструктаж по подготовке к следующему уроку, предлагает вторую часть домашнего задания взять на выбор, наблюдает за выбором детей. Ученики выбирают посильное для себя творческое задание, которое будут выполнять дома. Общеучебные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Приложения к уроку.
Окружающий мир. 3 класс. Тест по теме «Кладовые Земли». (смарт – тест)

1. Гранит – это….
а) горная порода
б) минерал
2. Какие полезные ископаемые используются в строительстве?
а) каменный уголь, поваренная соль
б) песок, глина
3. Какие полезные ископаемые служат топливом?
а) оловянная и медная руда
б) каменный уголь, природный газ
4. Однородное по составу природное тело – это
А) минерал
Б) горная порода
5. Что получается в результате разрушения верхних слоёв
твердых гордых пород и разложения растений?
А)земля
Б) асфальт

Окружающий мир. 3 класс. Тест по теме «Почва».
1.Выберите правильное определение. Почва- ….
а) верхний слой земли, в котором есть песок и глина.
б) верхний слой земли, в котором есть песок и глина, воздух, вода.
в) верхний плодородный слой земли.
2.Назовите главную часть почвы:
а) перегной.
б) песок.
в) глина.
3.Что образуется из перегноя?
а) вода.
б) воздух.
в) соли.
4. Что используют растения для питания?
а) микробов
б) соли
5. Выберите верное утверждение:
а) всё можно выбросить в почву, она всё переработает.
б) если вносить в почву перегной, то повысится плодородие.
в) можно добавлять в почву удобрения без меры

Правильные ответы: 1 в 2 а 3 в 4 б 5 б

ПОЧВА | Толковый словарь Ожегова
, -ы, ж. Верхний плодородный слой земной коры. Типы почв. Черноземная, глинистая п.
ПЛОДОРО́ДИЕ -я; ср. Способность почвы удовлетворять потребности растений в элементах питания, производить и питать богатую растительность, давать хорошие урожаи.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998
К физико-механическим свойствам относятся пластичность, липкость, усадка, связность, твердость и сопротив¬ление при обработке.
Пластичность - способность почвы изменять свою форму под влиянием внешних сил и сохранять эту форму впоследствии.
Пластичность проявляется только при увлажнении почвы и тесно связана с механическим составом (глинистые почвы пластичны, песчаные - непластичны). На пластичность влияют состав колло¬идной фракции почвы, поглощенных катионов и содержание гуму¬са. Например, при содержании в почве натрия ее пластичность усиливается, а при насыщении кальцием - снижается. При высо¬ком содержании гумуса пластичность почвы уменьшается.
Липкость - способность почвы прилипать к различным поверх¬ностям. В результате прилипания почвы к рабочим частям ма¬шин и орудий увеличивается тяговое сопротивление и ухудшается качество обработки почвы. Липкость возрастает при увлажнении. Высокогумусированные почвы (например, черноземы) даже при высоком увлажнении не проявляют липкости. У глинистых почв липкость наибольшая, у песчаных - наименьшая. Увеличение степени насыщенности почвы кальцием способствует уменьшению, а насыщение натрием - увеличению липкости. С липкостью свя¬зано такое агрономическое и ценное свойство почвы, как физичес¬кая спелость. Состояние, когда почва при обработке не прилипа¬ет к орудиям и крошится на комки, отвечает ее физической спе¬лости.
Набухание - увеличение объема почвы при увлажнении. Оно присуще почвам, содержащим много коллоидов, и объясняется связыванием коллоидами молекул воды. Почвы с большим содер¬жанием поглощенного натрия (солонцы) набухают больше, чем содержащие много поглощенного кальция. Набухание может вы¬звать неблагоприятные в агрономическом отношении изменения в пахотном горизонте. Вследствие набухания частички почвы мо¬гут быть настолько разделены пленками воды, что это приведет к разрушению структурных отдельностей.
Усадка - уменьшение объема почвы при высыхании. Это об¬ратный процесс набуханию. При высушивании почвы вследствие усадки появляется трещиноватость.
Пористость - это суммарный объем всех пор между час¬тицами твердой фазы почвы. Выражается она в процентах к об¬щему объему почвы. Для минеральных почв интервал показате¬лей пористости составляет 25-80 %.
Пористость почв зависит от структурности, плотнос¬ти, механического состава и определяется прежде всего ее струк¬турностью. В макроструктурных почвах поры занимают большую, а в микроструктурных - меньшую часть объема. При подсыхании бесструктурной почвы на поверхности пашни образуется почвен¬ная корка, ухудшающая условия роста полевых культур.
С общей пористостью связаны такие свойства почвы, как водо- и воздухопроницаемость.
Основными для жизнедеятельности растений и других живых организмов являются марганец, медь, бор, цинк, молибден, ни¬кель, кобальт, фтор, ванадий, йод.
Опытами установлено, что недостаток марганца в почвах с нейтральной или щелочной реакцией приводит к хлорозу расте¬ний, снижает их стойкость против заболеваний, вызывает полега¬ние. Недостаток бора приводит к опаданию завязей, развитию бактериоза у льна, загниванию сердцевины у свеклы. Недоста¬точное содержание меди в торфоболотных почвах замедляет рост растений, приводит к вылеганию зерновых.
С целью обеспечения растений микроэлементами вносят мине¬ральные удобрения, в состав которых входят микроэлементы (марганизированный суперфосфат), или специальные микроудоб¬рения.
Поэтому почвой следует называть поверхностный слой суши земного шара, обладающий плодородием. Плодородие - это спо¬собность почвы удовлетворять потребность растений во всех жиз¬ненных факторах (в элементах питания, воде и др.), необходимых для создания урожая.
С развитием процесса образования почвы соответственно соз¬дается и изменяется ее природное плодородие. Плодородие - это основное качество почвы, которое отличает ее от материнской по¬роды.
Почвы на земном шаре и их природное плодородие образова¬лись в процессе сложного видоизменения пород и минералов под влиянием климатических и биологических факторов.
Образование почвы - сложный процесс взаимодействия гор¬ной материнской породы с водой, воздухом и живыми организма¬ми - микроорганизмами, высшими растениями и животными.
В результате превращения массивных, твердых кристалличес¬ких пород в раздробленную мелкодисперсионную массу образуется большая поглощающая поверхность, на которой проходят физико-химические процессы.
Такое изменение пород благоприятствует образованию харак¬терных признаков будущей почвы: пористости, воздухопроницае¬мости и водоподъемной способности.
Под влиянием живых организмов, поселяющихся на породе, верхний слой ее обогащается органическими веществами, которые при дальнейших изменениях превращаются в доступные для рас¬тений питательные вещества. Вследствие биологического, хими¬ческого и физического выветривания пород накапливаются золь¬ные элементы, изменяется их состав и свойства. Постепенно под влиянием растений, микроорганизмов и других факторов породы превращаются в новое природное тело - почву.
Все эти процессы в каждом типе почв проходят по-разному. Каждый тип почвообразования характерен тем, что в нем обра¬зуются новые соединения, свойственные только данному типу почвы. Эти новые, сложные образования являются результатом процессов выветривания и почвообразования.
Тема:
Цель:
Почва -

Плодородие -
_____________________________________________________________________________________________

Дополнительный материал для учителя « Почвы РК».
Основные закономерности формирования почвенного покрова территории Республики Коми во многом обусловлен широтной биоклиматической зональностью. Почвенные пояса делятся на полярный и бореальный. Полярному поясу соответствует тундровая зона, а бореальному - зона подзолистых почв (тайга). Зона тундровых почв представлена подзоной южных тундр, зона подзолистых почв делится на четыре подзоны:
глеево-подзолистых и тундрово-болотистых почв (лесотундра вместе с крайне северной тайгой);
глеево-подзолистых почв (северная тайга);
типичных подзолистых почв (южная тайга).
Для всех подзон тайги характерны подзолисто-болотные почвы, господствующие на слабо дренированных водоразделах. Почвенные провинции выделяются в соответствии с изменениями климатических факторов почвообразования по долготе, а также с учетом важнейших геоморфологических различий.
По степени кислотности почвы в большинстве относятся к сильно кислым и очень сильно кислым. К почвам с очень сильной кислотностью, которые занимают около 28% всей территории, относятся главным образом почвы верховых болот, бугристых торфяников крайнего севера, болотно-подзолистые иллювиально-гумусовые и тундровые почвы. Почвы с сильной кислотностью занимают около 50% площади, к ним относятся типичные подзолистые, глеево-подзолистые и подзолисто-болотные глеевые почвы. К сильно- и среднекислым почвам, на долю которых приходится около 13% площади, отнесены дерново-подзолистые почвы, типичные подзолистые и глеево-подзолистые почвы, развивающиеся при близком залегании карбонатных мореных суглинков или коренных пород, а также пойменные почвы северной половины территории. Почвы со средней кислотностью (дерново-карбонатные и пойменные почвы средней и южной тайги) занимают всего около 2% площади.
Почвам Республики Коми присуща слабая степень гумусности, низкое содержание элементов питания; они биологически малоактивны и малопродуктивны. Наиболее плодородные дерновые почвы встречаются главным образом в южных районах Республики. Севернее они приурочены к речным террасам. Почвы болотного типа распространены почти по всей республике, но на севере их больше, чем на юге.
Значительная часть территории заболочена, болота имеются от небольших по площади до массивов в несколько тысяч гектаров, всего под болотами занято около десятой части территории. Из заболоченных почв наибольшее практическое значение имеют низинные перегнойно-болотные почвы, являющиеся богатым мелиоративным фондом, который можно превратить в высоко плодородные сельскохозяйственные угодья или использовать торф в качестве органического удобрения для приготовления различных компостов.
В сельском хозяйстве используются главным образом территории приречных склонов - с типичными подзолистыми и глеево-подзолистыми почвами; природное плодородие этих почв низкое, они бедны гумусом, отличаются малым запасом питательных элементов и высокой кислотностью. К лучшим почвам республики относятся пойменные дерновые почвы.
В настоящее время из общей земельной площади республики, составляющей более 416 кв.км., на сельскохозяйственные угодья приходится менее 1% , 61,8% территории республики занята лесами (рис.3), 0,06% находятся в приусадебном использовании, под коллективными садами и

Опыт № 1.
Состав почвы
Снимайте видео проводимого опыта на фотоаппарат
1.возьмите стакан с водой
2. бросьте в него комок сухой почвы
3. наблюдайте за происходящим в стакане, зафиксируйте результаты
4 . сделайте выводы
При опускании земли в стакан, из неё пошли __________________.
Свойство почвы

Опыт № 2.
Состав почвы
Снимайте опыт на видео в фотоаппарате.
1.возьмите салфетку
2. положите почву в центр салфетки
3.Прижмите свободные концы салфетки к земле
4. наблюдайте за состоянием ткани, зафиксируйте результаты
4 . сделайте выводы
При соприкосновении ткани и земли, ткань стала___________.
Вывод: в состав почвы входит_____________________.
Свойство почвы
Если в состав почвы входит ________________, то она обладает _____________проницаемостью.
А также при попадании _______________ в почву, она может прилипать к инструментам и другим телам, это свойство - ______________.

Опыт № 3
Состав почвы
Снимайте опыт на видео в фотоаппарате.
1.возьмите стакан с водой
2. положите почву в стакан
3.размешайте стеклянной палочкой, дайте смеси отстоятся 2 минуты
4. наблюдайте за смесью, зафиксируйте результаты
5. сделайте выводы
После отстаивания на дне стакана оказался_________ , а над ним___________.
Вывод: в состав почвы входит______ и ______________.
Свойства почвы
Если в состав почвы входит ___________, похожая на пластилин, то она обладает ________________.

Опыт № 4
Состав почвы
Снимайте опыт на видео в фотоаппарате.
1.возьмите стакан с водой
2. положите почву в стакан
3.размешайте стеклянной палочкой, дайте смеси отстоятся 2 минуты
4. всплывшие частицы земли положите на предметное стекло микроскопа
5. рассмотрите их, сохраните в памяти компьютера
6.с помощью таблицы – определителя установите состав
7. сделайте выводы
Мы обнаружили в земле____________________________________________,
всё вместе это составляет_________________.
Вывод: в состав почвы входит_______________.
Свойства почвы
Если в состав почвы входит __________________ , то она ______________________________________. Благодаря __________________________________, почва имеет ______________ цвет.

Опыт № 5
Состав почвы
Снимайте опыт на видео в фотоаппарате.
1.возьмите стакан с водой
2. насыпьте в него лимонную кислоту
3. положите почву в стакан с жидкостью
4.наблюдайте за реакцией взаимосвязи почвы и кислой среды
5.с помощью таблицы – определителя установите состав почвы
6. сделайте выводы
Мы обнаружили в земле________________________.
Вывод: в состав почвы входят_______________.
Свойства почвы
Если в состав почвы входят _____________________________ ,
то они_______________________ растения__________________________.
Рассмотрите стакан со смесью. Изменился ли объём (размер) почвы?____________ Сделайте вывод.
При взаимодействии почвы с водой, она - _______________, при долгом отсутствии воды, почва - _________________.
Таблица – определитель к опыту № 4
Состав почвы наличие
Семена растений + -
Корешки растений + -
Засохшие листья + -
веточки + -
Вывод: Есть перегной, чёрного цвета Нет перегноя
плодородна Не плодородна

Таблица – определитель к опыту № 5
Ход реакции
Шипит + -
Появляется пена + -
Вывод: Есть минеральные соли Нет минеральных солей
Есть вещества, необходимые для роста и развития растений Нет веществ, необходимых для роста и развития растений

Почва
Тема:
чудо под ногами
Цель:
ответить на вопрос
Почему почва – чудо?
Гипотеза № 1
Почва состоит из
Гипотеза № 2
Плодородие почвы зависит от
План работы:
Почва – это..
Состав почвы
Свойства почвы
Почвы в Коми
Охрана почв
Почему почва – чудо?
Песок
Глина
Вода
Воздух
Перегной
Минерал.соли
Воздухопроницаемость
Водопроницаемость
Липкость
Плодородие
Пластичность
Усадка
Набухание

Солнце
воздух
вода
почва

План
1. что такое почва?
2. состав почвы
3. свойства почвы
4. какие чудеса в почве?
5. почвы в республике Коми
6. охрана почвы