Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

В О С П Р И Я Т И Е

Восприятие Восприятие (перцепция)-это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Результатом восприятия являются: 1.Формирование субъективного образа (психической копии воспринимаемого объекта, пространства и временной последовательности событий, включая и мир в целом) 2.Узнавание ранее знакомого объекта (путем сопоставления реально воспринимаемого объекта с его идеальной моделью, которая хранится в долговременной памяти) Восприятие представляет собой систему процессов приема и переработки информации.

Классификация восприятия Вид восприятия по ведущему анализатору: -зрительное -слуховое - осязательное - обонятельное - вкусовое - кинестетическое

ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ ПО ФОРМЕ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ ПО СТРУКТУРЕ Преднамеренно е Непреднамеренн о е Симультанное Сукцессивное восприятие Пространства восприятие Времени восприятие Движений

Свойства восприятия 1. Осмысленность и обобщенность 2. Предметность восприятия 3. Целостность восприятия 4. Структурность восприятия 5. Избирательность внимания 6. Константность

Расстройства восприятия Возникают: -в результате психических заболеваний; - в результате поражения коры головного мозга. К ним относятся: -Агнозии -Галлюцинации -Псевдогаллюцинации -Психосенсорные расстройства -Иллюзии

Агнозии Агнозии - возникают при органическом поражении некоторых участков коры больших полушарий мозга. Для агнозий характерно то, что больной видит, слышит и т.д., но на фоне относительно сохранного интеллекта либо не идентифицирует объект, либо вообще не понимает, с чем имеет дело. В легких случаях узнавание воспринимаемого объекта происходит, но период между его предъявлением и опознаванием в несколько раз увеличивается по сравнению с нормой. Различают виды агнозий Зрительная Слуховая Кожно-кинестетическая

Симптомы зрительных агнозий 1. Предметная агнозия -если больной, правильно оценивая отдельные элементы объекта (или его изображения), не может понять его смысла в целом. 2. Лицевая агнозия - если он не различает человеческие лица (или фотографии). 3 Оптико-пространственная агнозия - если он плохо ориентируется в пространственных признаках изображения. 4. Буквенная агнозия- если он, правильно копируя буквы, не может их читать. 5. Цветовая агнозия - если он различает цвета, но не знает, какие предметы окрашены в данный цвет, т. е. не может вспомнить цвет знакомых предметов. 6. Симультанная агнозия - больной может воспринимать только отдельные фрагменты изображения, причем этот дефект наблюдается и при сохранности полей зрения.

Симптомы слуховых агнозий Слуховой анализатор разделен на 2 подсистемы - речевой и не речевой слух, каждый из которых обрабатывается разными полушариями. Поэтому поражение коркового представительства речевого слуха(связанного с работой левого полушария) рассматривается не как агнозии, а как предпосылки речевых расстройств (афазий). Слуховые агнозии возникают при поражении правого полушария, к ним относятся Простая предметная агнозия - неспособность понимать смысл и значение самых простых предметных звуков(льющейся воды, звона ключей) Амузия - утрата способности узнавать и воспроизводить ранее знакомые мелодии. Аритмия - неспособность воспроизводить простые ритмы.

Симптомы кожно-кинестетических агнозий При ощупывании с закрытыми глазами больные не узнают величину и форму предмета, а также затрудняются в оценке его функционального предназначения или не опознают предмет в целом- тактильная предметная агнозия. Нарушение способности определять ощупыванием качество материала, из которого сделан предмет, и характер его поверхности, хотя форма этого предмета больным описывается верно - тактильная агнозия текстуры объекта. Различают две формы соматоагнозий (развал схемы тела) Расстройство узнавания частей тела и их расположения по отношению друг к другу, появление ощущения увеличения или уменьшения части тела, удвоения конечности, отделения ее от тела – аутотопагнозия. Неосознание или недооценка дефектов, вызванных патологическим процессом (например парезом, параличом), или игнорирование левой половины тела при поражении правого полушария мозга – анозагнозия.

Галлюцинации Это вид нарушения восприятия, при котором возникающие и вынесенные вовне образы и представления не имеют под собой реального внешнего раздражителя (восприятие без объекта). Из-за своей интенсивности, чувственности и конкретности пространственно-временного расположения они становятся для больного неотличимыми от реальности.

Классификация галлюцинаций - По принадлежности к анализатору: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельный, вкусовые - истинные и ложные - простые и сложные Причины галлюцинаций- психические заболевания, отравления, высокая температура, переутомление, органические заболевания мозга и т.д, всех их объединяют нарушения в работе ц.н.с. Механизмы галлюцинаций слабо изучены, но считается что в их структуре всегда присутствуют два нарушенных компонента- само восприятие и суждение о воспринимаемом.

Симптомы галлюцинаций Зрительные галлюцинации (человек видит нечто простое, например, пятна, зигзаги, вспышки света или сложные образы, имеющие предметное содержание такие, как люди, неизвестные несуществующие существа, а также целые сцены и панорамы, разворачивающиеся перед его глазами, как в кино). Слуховые галлюцинации (например, человек слышит голоса, речь или просто отдельные звуки). Звуки могут быть громкими или тихими, эпизодическими или постоянными, невнятными или четкими, принадлежать знакомым или незнакомым людям. Вкусовые галлюцинации (человек ощущает несуществующий вкус, например, сладость от жевания резины и т. д.). Обонятельные галлюцинации (человек ощущает несуществующие в реальности запахи, например, тухлого мяса, прекрасных духов женщины и т. д.). Они нередко ассоциируются с бредовыми идеями(например,с бредом отравления)

Висцеральные галлюцинации (человек ощущает некие предметы внутри своего тела). При данных галлюцинациях человек может видеть собственные внутренние органы в нормальном или измененном виде, ощущать их перемещение внутри тела. Вестибулярные галлюцинации (ощущение несоответствующего реальности положения тела в пространстве, например, чувство полета). Комплексные галлюцинации (ощущения, касающиеся одновременно нескольких анализаторов, например, чувство сладкого вкуса от пятна, сидящего на стуле и т. д.). Тактильные (осязательные) галлюцинации (ощущение каких-либо прикосновений к коже, жара, холода и т. д.). Они могут локализоваться на поверхности кожи или под ней, человек может ощущать предметы, насекомых, животных, веревки, жар, холод, прикосновения, влагу или схватывание.

Псевдогаллюцинации Псевдогаллюцинации чаще всего проецируются внутри тела больного, главным образом в его голове ("голос" звучит внутри головы); Псевдогаллюцинации, впервые описанные В. Кандинским, обладают следующими особенностями: 1) независимостью от воли человека; 2) навязчивостью, насильственностью; 3) законченностью, оформленностью псевдогаллюцинаторных образов. Если даже псевдогаллюцинаторные расстройства проецируются и вне собственного тела (что бывает гораздо реже), то они лишены характера объективной реальности, свойственной истинным галлюцинациям, совершенно не связаны с реальной обстановкой. Больные с истинными галлюцинациями уверены, что и окружающие испытывают те же переживания, а больные с псевдогаллюцинациями считают свои переживания сугубо личными.

Психосенсорные расстройства Это различные по своей структуре искажения сложных восприятий в следствии нарушений сенсорного синтеза при сохранности ощущений, идущих от органов чувств. Психосенсорные расстройства могут возникать: -при психических заболеваниях(эпилепсии, шизофрении); -при органических поражениях головного мозга; -у психически нормальных людей, под воздействием интоксикации; Для психосенсорных расстройств характерно: искаженное восприятие метрических, пространственных(форма, размер, локализация) качеств объектов при общем их узнавании и сохранении критического отношения к ним, а также расстройства восприятия и оценки времени.

К психосенсорным расстройствам относятся: 1. Метаморфопсия- искажение формы и величины окружающих предметов, которые могут казаться уменьшенными, увеличенными, искаженными, приближенными или удаленными. 2. Дереализация -тягостное чувство нереальности, призрачности, чуждости больному окружающего мира.(дежавю, жемавю) 3. Расстройства оценки времени- сочетаются с изменением восприятия реального мира.Время может(останавливаться, замедлятся, ускорятся, растягиватся и т. д. 4. Деперсонализация - системные искажения восприятия собственных психических процессов и собственного тела.

Иллюзии Ошибочное, ложное восприятие реально существующих в данный момент предметов и явлений. Иллюзии могут возникать на почве противоречия признаков перспективы, глубины, формы и величины воспринимаемых объектов. Иллюзии -неосознанное явление.

Классификация иллюзий: 1. Физические (миражи, преломление предметов на границе двух сред) 2. Физиологические (ощуще-ние движения окружающих предметов после остановки поезда) 3. Психические (вызванные колебаниями настроения, экстазом, повышенным эффективным тоном(куст в темноте принимается за притаившегося человека)

Иллюзии широко распространенное явление среди здоровых людей, вследствии усталости, истощения, подозрительного отношения к окружающему или страха. Они могут встречаться в следствии психических заболеваний или органического поражения г.м.

Вывод Восприятие является сложным психическим процессом, в работе которого задействованы мышление, память, эмоции, чувства, опыт, интересы и установки личности воспринимающего. Расстройства восприятия затрудняет нам возможность воспринимать окружающий мир во всем его разнообразии, реагировать на происходящее в окружающем нас мире, корректировать свое поведение в соответствии с изменениями в этом мире и познавать окружающую действительность

























1 из 23

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Константность - независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер воспринимаются как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Грегори Р. Мир остается стабилен, не смотря на то, что наши глаза двигаются.

№ слайда 5

№ слайда 6

Описание слайда:

Почему мир остается стабильным когда наши глаза двигаются? Согласно афферентной теории, сигналы движения, поступающие от сетчатки, тормозятся сигналами, идущими от глазных мышц (афферентными). Согласно эфферентной теории, сетчаточные сигналы движения тормозятся сигналами команды, управляющими самими движениями глаз, сигналами (эфферентными), которые в свою очередь, регулируются внутренней замкнутой системой мозга.

№ слайда 7

Описание слайда:

Предметность - объект воспринимается как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Ваза Рубина. На этом рисунке фон может быть либо черным, либо белым. Это зависит от того, что человек воспринимает – вазу или два профиля. Фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Правила группировки частей в целостный образ: Правило общей судьбы: множество элементов, движущихся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимается целостно. Правило подобия: чем больше части картины похожи друг на друга по какому-либо воспринимаемому качеству, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе. Правило близости: в любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект.

№ слайда 11

Описание слайда:

Обобщенность – отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название. Классификация обеспечивает надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса. Это свойство позволяет не только воспринимать предметы, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые. См. Дж. Бруннер. Восприятие как процесс категоризации. Перцептивная готовность.

№ слайда 12

Описание слайда:

Восприятие как процесс категоризации. Стадии процесса категоризации Первичная категоризация Поиск признаков Подтверждающая проверка Завершение проверки Восприятие есть процесс принятия решения, основанный на использовании отличительных признаков. Свойства стимулов дают возможность отнести их к соответствующей категории. Категории различаются по их готовности. Перцептивная готовность минимизирует неожиданность внешней среды и максимизирует успех в опознании объектов.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными и формируются в течении жизни человека. Острота зрения у младенца достигает того же уровня, как у взрослого человека только к концу первого года жизни. С 4-ех месячного возраста ребенок различает цвета: синий, зеленый, желтый и красный, но предпочтение отдает синему и красному. Гибсон и Уок с помощью «зрительного обрыва» показали, что восприятие глубины у ребенка имеется уже с самого раннего детства. Константность восприятия только к 10 годам достигает уровня восприятия взрослого человека. У 2-3 летнего ребенка воспринимаемая величина уменьшается с удаленностью предметов.

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

Активное движение глаз эксперименты Хелда и Хейна на котятах: зрительная стимуляция сама по себе недостаточна для развития восприятия, необходимо активное движение; исследование движений глаз при зрительном восприятии: человек осматривает объект не по случайной траектории, а как бы последовательно ощупывает взглядом наиболее значимые элементы фигуры;

№ слайда 17

Описание слайда:

Восприятие в условиях сенсорного дефицита Наблюдения за восприятием космонавтов (в условиях невесомости). изменение восприятия положения собственного тела в пространстве; значительные ошибки в визуальной оценке расстояния; Повышение разрешающей способности зрения и слуха в условиях дефицита информации может быть объяснено не только повышением чувствительности, но и тем, что изменяется степень доступности различных гипотез из-за нарушения соотношения потока информации из центра и периферии в сторону центра. ? Иллюзии и галлюцинации.

№ слайда 22

Описание слайда:

Структурированность получаемой информации Человек живет в мире вещей и явлений, ограниченных в пространстве и во времени и находящихся между собой в определенных связях. Попав в условия, где в поле восприятия нет привычной расчленности и организованности, человек не может не только адекватно и длительно воспринимать такой окружающий мир, но и испытывает нарушения других психических функций. ? Привести примеры

№ слайда 23

Описание слайда:

Восприятие - процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной. В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). Восприятие - процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной. В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).

Слайд 2

Восприятие – отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличии от ощущения, в котором отражается отдельное свойство раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущении, а представляет собой качест­венно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Наиболее важные особенности восприятия - предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Слайд 3

Свойства восприятия

Предметность Целостность Структурность Константность Осмысленность Апперцепция

Слайд 4

Предметность

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т. е. в отнесении сведении, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регу­лирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия - свойство восприятия представлять мир не в виде отдельных ощущений, а в форме целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам.

Слайд 5

Целостность

Восприятие есть целостный образ предмета, полученный путём обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предметов. По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотсин а все солво цликеом.

Слайд 6

Структурность

Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущении обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Слайд 7

Константность

Однако благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (перцептивная система - совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. п. Размера Цвета Формы

Слайд 8

Осмысленность

Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т. е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

Слайд 9

Слайд 10

Апперцепция

Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

Слайд 11

Слайд 12

тест Мюнстерберга

ИНСТРУКЦИЯ: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте.

Слайд 13

Время выполнения задания - 2 мин.бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментрочягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицыфцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщхэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырплослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародшлджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурсйфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлжэзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэхьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэнтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

Восприятие – непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных приВосприятие – непосредственное,
чувственное отражение предметов и
явлений в целостном виде в результате
осознания их опознавательных
признаков.

Классификация основных видов восприятия

Индивидуальные различия в восприятии

Свойства восприятия

Предметность - выражается в отношении сведений,
получаемых из внешнего мира, к этому миру.
Целостность
- дает возможность воспринимать
целостный образ предмета. Для восприятие
существенно единство целого и частей.
Константность - дает возможность воспринимать
окружающие нас предметы в относительном
постоянстве величины, формы, цвета и т.д.
Структурность - дает возможность воспринимать не
сумму ощущений, а абстрагированную из них
обобщенную структуру.
Осмысленность - дает возможность осознать
предмет, который отображает.
Избирательность - способность выделять одни
объекты по сравнению с другими.

Примеры особенностей процесса восприятия:

Одна и та же фигура воспринимается
по-разному в зависимости от того в какой
системе понятий она осмысливается
При рассмотрении вертикального ряда изображений
фигура в центре интерпретируется как число 13
При рассмотрении горизонтального ряда – как буква В.

Тенденция сознания к осмыслению
объекта настолько велика, что мы
«видим» даже несуществующие грани
треугольников.

Чувствительность к свойствам явлений
зависит от смежных контрастных
воздействий.
Внутренние квадраты производят ощущение различной
интенсивности серого цвета. В действительности они одинаковы.

Только определив категорию
воспринимаемого объекта, мы распознаем
его признаки.
Что вы видите на этой картинке?
Признаки собаки мы детально
обнаруживаем, только узнав, что
здесь изображена собака

Что здесь изображено?
Эти разрозненные пятна объединятся в единый зрительный образ,
если понять смысл изображения, перевернув его на 180°

Целостность восприятия – отражения
предмета в качестве устойчивой
системной целостности
Тенденция сознания к целостности объекта настолько велика, что мы даже
«видим» грани прямоугольника

Целостность восприятия нарушается, если
отдельные элементы объекта чрезмерно
разрознены.
При увеличении газетной фотографии в десять раз растровые точки
типографического клише не сливаются в целостное изображение
Сможете ли вы увидеть на этой картинке глаз и бровь?

Избирательность восприятия –
преимущественное выделение объекта из
фона.
На рисунке выделяется фигура в центре,
а не четыре сегмента по краям

Кого вы видите на этом рисунке?
Это будет зависеть от направленности
вашего восприятия – от того, что вы
выделяете в качестве основы для
принимаемого решения: или молодую или
старую женщину

А этот плоский объект может стать
объемным
Как только вы узнаете, что перед вами
изображение пирамиды

Константность восприятия –
независимость отражения объективных
качеств предметов от измененных
условий их восприятия.
секрет этой комнаты Эймса в том,
что мы непроизвольно оцениваем
размеры собаки и мальчика в
сравнении с размерами окон.
На самом деле собака
гораздо больше

Зрительные иллюзии обусловлены
нашими подсознательными обобщениями
и физиологическими факторами.
Возможны и другие причины зрительных
иллюзий.

Иллюзия иррадиации
Светлая фигура кажется приближенной

Иллюзия последействия
Посмотрите в течение 30 сек на верхнюю точку и переведите взгляд на нижнюю.
Левый круг покажется меньше правого

Общая модель распознавания образов

Основные понятия

Апперцепция
- зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и
общей направленности личности.
Аудиовизуальное восприятие - одновременное восприятие слухом и зрением.
Восприятие - форма целостного психического отражения предметов или
явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Избирательность - качество восприятия, определяемое направленностью или
опытом личности.
Иллюзии восприятия - искаженное отражение реальности, носящее
устойчивый характер.
Константность восприятия - относительное постоянство образов предметов, в
частности их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия.
Наблюдательность - свойство личности, проявляющееся как способность
замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали.
Осязание - вид восприятия, складывающийся на основе тактильных и
двигательных ощущений.
Перцептивные действия - основные структурные единицы процесса
восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с
образами памяти.
Перцептивная система - совокупность анализаторов, обеспечивающих данный
акт восприятия.
Предметность восприятия - отнесение сведений, получаемых из внешнего
мира, к объектам этого мира.
Сенсорика - понятие, обобщающее ощущения и восприятия.
Целостность восприятия - особенность восприятия, заключающаяся в
отражении объектов в совокупности их свойств при непосредственном
воздействии на органы чувств; ц. в. формируется в предметной деятельности
человека.

Этот анализатор внутренних органов участвует в поддержании постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Периферический отдел образован разнообразными интерорецепторами, диффузно расположенными во внутренних органах. Они называются висцерорецепторами. Проводниковый отдел включает несколько различных по функциональному значению нервов, которые иннервируют внутренние органы, блуждающие, чревные и внутренностные тазовые. Мозговой отдел располагается в моторной и премоторной области КГМ. В отличие от внешних анализаторов мозговой отдел интероцептивного анализатора имеет значительно меньше афферентных нейронов, воспринимающих нервные импульсы от рецепторов. Поэтому здоровый человек не ощущает работу внутренних органов. Это связано с тем, что афферентные импульсы, поступающие от интерорецепторов в мозговой отдел анализатора, не преобразуются в ощущения, то есть не доходят до порога нашего сознания. Однако при возбуждении некоторых висцерорецепторов, например рецепторов мочевого пузыря и прямой кишки в случае растяжения их стенок, возникают ощущения позыва на мочеиспускание и дефекацию. Висцерорецепторы участвуют в регуляции работы внутренних органов, осуществляют рефлекторные взаимодействия между ними.