В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • организационную структуру;
  • функции подразделения по связям с органами государственной власти и консалтингового агентства, представляющих собой два разных вида технологических субъектов GR;

уметь

  • выявлять роль и место консалтингового агентства в диалоге бизнеса и власти;
  • определять особенности GR-консультирования;

владеть

Основными правилами поведения такого важного звена в отрасли отношений с органами государственной власти как GR-консалтинговое агентство .

Субъектами GR могут выступать как заказчики (инициаторы), так и исполнители GR-деятельности. Об этом подробно говорится в первой главе данного учебника. Инициаторы GR являются базисными , а исполнители – технологическими субъектами GR. В свою очередь, среди технологических субъектов GR следует выделять GR-департаменты и профессиональные GR-компании (консалтинговые или GR-агентства). В работе этих двух видов технологических субъектов имеются свои особенности, которые и будут рассмотрены ниже.

GR-департамент. Организационная структура и функции

В современной России, по оценкам Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти (сентябрь 2012 г.), существует около 200 компаний, где созданы подразделения но работе с органами власти (первые такие подразделения начали появляться в России в начале 2000-х гг.) Типовой департамент по GR в России состоит из пяти человек, а средний заработный фонд в пересчете на одного человека/месяц – 7000 долл. США .

Размер и тип организации влияют на объем функций, роль и структуру GR-подразделения в каждом конкретном случае. Небольшие по размерам фирмы, в отличие от крупных компаний, действуют на незначительной территории, номенклатура их товаров и услуг ограничена, пресса и власть не проявляет к ним особого интереса. Следовательно, потребность в GR-деятельности незначительна, нет надобности привлекать GR-спсциалистов к выработке стратегических решений. Крупные компании обязательно имеют специальные подразделения по связям с органами государственной власти. Крупнейшие корпорации, как правило, прибегают к услугам специализированных фирм и GR-агентств.

По данным современных исследований хорошо развиты GR-департа- менты в отраслях с преобладанием иностранных инвесторов и повышенной государственной регуляторикой, таких как табачная, пивная, автомобилестроительная, фармацевтическая, нефтегазовая, металлургическая и телекоммуникационная отрасли. Востребованы в компаниях, зависящих от контролирующих и разрешающих органов, в частности когда требуются регулярные продления лицензий на право ведения деятельности компании, сертификатов в компаниях, желающих получать ресурсы (разрешения) государства (на площадки под застройку, вывоз ресурсов, контролируемых государством, и т.д.), а также в компаниях, которые:

  • являются градообразующими;
  • хотят быть поставщиком для государства и государственных органов;
  • считаются наиболее богатыми в регионах;
  • владеют долей государственной собственности;
  • являются участниками рынка, чья деятельность связана с получением международных квот.

Примеры из практики (из опыта Северо-Запада)

В частности, в Санкт-Петербурге, но мнению экспертов, наиболее развиты отношения с органами управления в строительной, медицинской, автомобилестроительной, алкогольной, табачной, транспортной, фармацевтической, телекоммуникационной и машиностроительной отраслях. Однако следует отметить принципиально различную степень открытости GR и лоббизма в этих сферах. Так, предельно закрытым образом выстраиваются связи с органами власти в строительной сфере.

Автомобилестроительная отрасль в Санкт-Петербурге, напротив, отличается высокой степенью прозрачности и профессионализации GR. Автомобильный кластер представлен пятью заводами, и во всех GR составляет функционал специально выделенного сотрудника: ООО "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия", ООО "Дженерал Моторз Авто" (руководитель направления по связям с органами государственной власти), ООО "Ниссан Мануфэкчуринг РУС" (директор по взаимодействию с правительством и государственными органами), ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (директор по внешним связям), ООО "Скания – Питер" (GR-директор).

GR-специалисты отрасли взаимодействуют с государственными органами по широкому спектру вопросов, связанных с деятельностью заводов: строительства, проектирования, энергетики, дорожной инфраструктуры, занимаются и проблемами государственного финансирования. Кроме того, направлениями регулярной работы является участие в проверках, инспекциях, протокольных мероприятиях. При этом применяется большой арсенал инструментов: звонки, письма, совещания, рабочие группы, конференции, создание коалиций и мобилизация общественного мнения, участие в общественных организациях (Санкт-Петербургской торговой палате, Американской торговой палате, Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциации). Помимо непосредственного взаимодействия с государством в обязанности GR-специалистов компаний автомобильной отрасли входят разработка стратегии, аналитика и, конечно, мониторинг нормативных правовых актов и разработка их проектов.

Несколько иная ситуация в другой сфере-лидере GR – табачной отрасли. С одной стороны, ситуация в отрасли определяется иностранными игроками: Philip Morris (ЗАО "Филип Моррис Ижора", Ленинградская область), British American Tobacco (ЗАО "Бритиш Американ Тобакко-СПб"), Japan Tobacco Inc. (ООО "Петро", ООО "Крес-Нева"). И лишь одна компания имеет "российскую прописку" – ЗАО "Нево Табак". С другой стороны, регулирование данной отрасли происходит в основном на федеральном уровне. Поэтому GR-департаменты находятся в Москве, а в Петербурге взаимодействие с местной властью в двух из трех зарубежных фирм передано отделам по корпоративным отношениям. Лишь JTI имеет специального управляющего по правительственным отношениям в Северо-Западном регионе РФ.

Подразделение (отдел, департамент) по связям с органами государственной власти GR является чаще всего структурным подразделением департамента по корпоративным отношениям (Corporate Affairs Department), который включает в себя также и другие подразделения (рис. 2.1):

  • отдел по связям с общественностью (PR );
  • отдел внутренних коммуникаций ();
  • отдел по связям с инвесторами (IR );
  • отдел по корпоративной социальной ответственности (CSR ).

Рис. 2.1. Структура департамента п о корпоративным отношениям

К ключевым функциям деятельности департамента по отношениям с органами власти относятся :

  • определение и анализ потребностей компании в сфере взаимодействия с органами государственной власти. В крупной компании взаимодействие с органами власти осуществляется на различном иерархическом, функциональном и региональном уровне. В то же время для руководства компании важным моментом является возможность иметь общий взгляд на происходящие в этой сфере процессы и потребности компании;
  • отслеживание деятельности органов государственной власти и прогнозирование их влияния на компанию;
  • координация выстраивания отношений компаний с органами государственной власти. Часто взаимодействие с органами власти осуществляют различные подразделения компании. При этом важным моментом признается координация общей направленности процесса взаимодействия единым центром, каким может являться департамент по отношениям с органами власти;
  • воздействие на органы государственной власти, корректировка, предложения о внесении изменений в блок экономического законодательства, регулирующего отношения государства и бизнеса. Ряд крупных и средних компаний осуществляет активное взаимодействие с органами власти, при этом оказывая на них определенное воздействие;
  • обеспечение преференций и государственных заказов для компаний. Последняя задача актуальна для компаний, рассматривающих государство как крупного покупателя своих товаров или услуг. Речь идет о компаниях, специфика бизнеса которых состоит в государственных заказах.

Более подробно организационная структура и функции департамента по связям с органами государственной власти представлены в материалах российского профессионального портала о лоббизме и GR , в учебном пособии под редакцией Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофеевой .

Мнение специалиста

В работе GR-департаментов компаний в условиях глобализации рынков появляются новые вызовы.

Мы живем в период эпохальных сдвигов в экономическом и политическом ус тройстве мира. Мировая экономика становится более глобальной и интегрированной. Технологический прогресс в логистике, коммуникациях, глобальных компьютерных системах за последние два десятилетия достиг небывалых высот и позволил многим транснациональным компаниям нарастить свои обороты на всех континентах, а также создал условия для выхода на мировые рынке небольших компаний из разных стран мира.

Обороты и прибыльность некоторых корпораций превосходит ВВП многих стран. Особенно бурно происходит рост глобальных компаний в фармацевтической, автомобильной, табачной, нефтегазовой отраслях, ИТ-индустрии, авиастроении и ряде других отраслей. Однако дальнейшее развитие корпораций сдерживается рядом факторов.

Во-первых, после мирового финансового кризиса 2008 г. и замедления темпов экономического роста многие правительства столкнулись с большим дефицитом бюджета и подняли вопрос о месте уплаты налогов крупными местными и транснациональными компаниями. Существующее налоговое законодательство позволяет оптимизировать налоговую нагрузку компаний, работающих на разных рынках. В вопросе налогов интересы государства и компании расходятся. Цель компании – заработать как можно больше денежных средств, цель государства – собрать больше налогов.

В 2012 г. представители Бюджетного комитета парламента Великобритании обвинили американские компании Amazon , Google и Starbucks в том, что те на формально законных основаниях уклоняются от выплаты налогов в британский бюджет. По подсчетам члена парламента Великобритании от Консервативной партии Чарли Элфика, транснациональные компании недоплачивают в британскую казну миллиарды долларов. Один только Google в 2011 г. заработал в Британии 2,5 млрд фунтов стерлингов, а налогов за тот же год заплатил лишь на 3,4 млн фунтов, что составляет примерно 0,4% полученного дохода. При этом среднемировая ставка налога для Google составляет примерно 21%.

"Мы не обвиняем вас в нарушении законов. Мы обвиняем вас в безнравственности", – заявила председатель Бюджетного комитета Маргарет Ходж.

Волна расследований прокатилась по многим европейским странам. На уровне стран Большой двадцатки ведутся переговоры о том, как создать эффективные механизмы налогообложения, которые бы способствовали собираемости налогов и блокировали возможность ухода от налогов, но в то же время не тормозили развитие бизнеса.

Другая сложность, с которой сталкиваются компании, – отсталость существующего законодательства, как локального, так и глобального, сдерживающее инновационное развитие. Например, если посмотреть на телекоммуникационную сферу, то в настоящий момент она регулируется Регламентом международной электросвязи (РМЭ) с 1988 г., который является обязательным международным договором глобального уровня. Незначительное обновление было сделано только в конце 2012 г. Выходом из подобного тупика мог бы стать постоянный диалог бизнеса и правительств, а также межправительственные консультации на международном уровне с участием отраслевых ассоциаций для выработки оптимальных законодательных актов. Роль экспертов отрасли очень важна, именно они понимают, как будет развиваться отрасль, какое регулирование стоит выработать для успешного роста, а какие законодательные нормы просто невозможно претворить в жизнь.

Несмотря на глобализацию мировой экономики, очень остро стоит вопрос национальной безопасности, принятие единых мировых регуляторных стандартов снижает конкурентоспособность национальных продуктов, так как исчезают заградительные барьеры, а продукция транснациональных компаний становится более дешевой из-за больших объемов производства. После вхождения Крыма в марте 2014 г. в состав Российской Федерации страны ЕС, США, Каната и ряд других стран ввели экономические санкции против России. Фармацевтическая отрасль является одной из стратегически наиболее важных отраслей, если будут введены секторальные санкции и Россия не сможет закупать лекарственные средства за рубежом, то это может катастрофически сказаться на состоянии страны. Задача фармацевтических компаний и государства в России – создать такую регуляторную среду, которая бы содействовала и обеспечению национальной безопасности, и поддерживала отечественного производителя, и давала возможность честно конкурировать транснациональным компаниям, потому что отсутствие конкуренции пагубно сказывается на развитии экономики.

Регулирование табачной отрасли в мире представляет собой пример транслирования норм глобального законотворчества в локальные акты. Рамочная конвенция

Всемирной организации здравоохранения но борьбе против табака (РКБТ ВОЗ) была ратифицирована более, чем в 170 странах с 2003 г. Она носит рекомендательный характер и предлагает модель регулирования табачной отрасли. Россия была одной из последних стран, которая ратифицировала Конвенцию и приняла соответствующие законы. С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон "О защите населения от последствий потребления табака" , один из самых жестких мировых законов, резко ограничивающий права курильщиков. Казалось бы, мотивы, побудившие принять такое регулирование, весьма благородны, но не слишком ли далеко заходит государство в управление жизнью своих граждан? Может быть, более правильным ответом была бы профилактика и популяризация здорового образа жизни, информирование населения о рисках, связанных со здоровьем, чтобы потребитель мог самостоятельно сделать свой выбор.

Как уже говорилось, государство должно отказаться от желания самостоятельно и всеобъемлюще регулировать все сферы экономической жизнедеятельности. В современном мире в основе развития отраслей должны находиться:

  • – современные законодательные нормативы, выработанные совместно бизнесом и властью при публичном обсуждении;
  • – технологические решения, профилактические механизмы;
  • – саморегулирование индустрии;
  • – возможность альтернативного выбора для потребителя.

Бизнесу необходимо проактивно выходить с инициативными предложениями к правительствам и регуляторам, развивать деловые и индустриальные объединения и ассоциации для выработки консолидированных индустриальных позиций, а также продвигать свои интересы как на национальных, так и мировых рынках. Внутри компаний данные функции возложены на Департамент по работе с государственными органами. Начиная с середины 2000-х гг. такие департаменты созданы или создаются практически во всех транснациональных и крупных национальных компаниях. Модель выстраивания новых взаимоотношений между государством и бизнесом находится на начальной стадии и будет бурно развиваться в ближайшее время.

Мария Кулахметова – руководитель отдела по работе с государственными организациями ООО "Майкрософт Рус".

Далее в главе будут представлены основные мотивы и правила поведения другого важного технологического субъекта GR – консалтингового агентства. Рассмотрим особенности GR-консультирования, типовые задачи, цикл и функции GR-консалтинга.

  • На основе анализа практического опыта работы О. Г. Румянцева. В 1990-е гг. автор третьего и четвертого параграфов сначала получил бесценный опыт как депутат федерального парламента в Верховном Совете РФ и Конституционной комиссии РФ; позже как государственный служащий аппарата комитета Государственной Думы ФС РФ и ответственный руководитель аппарата международной организации Союз Белоруссии и России; в 2000-е гг. – как участник топ-менеджмента ведущих компаний (ООО "Марс", "Шелл Эксплорейшн & Продакшн", ТНК-ВР). Это позволило с 2009 г. применять полученный опыт в работе своего GR-агентства. В период же с 1998 г. но настоящее время довелось принять участие в ряде бизнес-ассоциаций – от Консультативного совета по иностранным инвестициям при Председателе Правительства РФ и РСПП до AmCham

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

Департамент по связям с органами государственной власти (GR-департамент) – структурное подразделение крупной корпорации, отвечающее за сопровождение ее деятельности в органах государственной власти.

Представители департамента () представляют интересы компании в политической среде, отслеживают возможные угрозы для компании от деятельности профильных политических стейкхолдеров, реализуют комплекс специальных мер, чтобы предотвратить реализацию этих угроз, а также ищут потенциальные возможности для компании через ее участие в политических действиях.

При реализации крупных лоббистских кампаний GR-департаменты привлекают специализированную лоббистскую фирму . В ряде отраслей серьезную поддержку внешней деятельности компании обеспечивают профессиональные отраслевые ассоциации .

В структуре современной корпорации направление по связям с органами государственной власти (Government Relations Department) является структурным подразделением департамента по корпоративным отношениям (Corporate Affairs Department).
Задача департамента – выстраивание отношений с внешними и внутренними стейкхолдерами (stakeholders).
К внешним стейкхолдерам относятся : СМИ, органы государственной власти, общественные организации и структуры гражданского общества, а также инвесторы и местные сообщества.
К внутренним стейкхолдерам относятся : сотрудники компании, действующий на предприятии профсоюз, акционеры и совет директоров.
Важность и критичность для отрасли обозначенных стейкхолдеров определяет распределение ресурсов в департаменте по корпоративным отношениям (Corporate Affairs Department).

Институциональный состав департамента по корпоративным отношениям (Corporate Affairs Department).
Классический состав департамента по корпоративным отношениям (Corporate Affairs Department) включает в себя:

    отдел по связям с общественностью (Public Relations Department);

    отдел внутренних коммуникаций (Internal Communication Department);

    отдел по связям с органами государственной власти (Government Relations Department);

    отдел по связям с инвесторами (Investors Relations Department);

    отдел по корпоративной социальной ответственности (Corporate Social Responsibility Department).

Функции отдела по связям с органами государственной власти (Government Relations Department)
К ключевым функциям деятельности департамента по отношениям с органами власти можно отнести:

    Определение и анализ потребностей компании в сфере взаимодействия с органами государственной власти . В крупной компании взаимодействие с органами власти осуществляется на различном иерархическом, функциональном и региональном уровне. В то же время для руководства компании важным моментом является возможность иметь общий взгляд на происходящие в этой сфере процессы и потребности компании.

    Отслеживание деятельности органов государственной власти и прогнозирование их влияния на компанию . Мониторинг и анализ проводимой государством политики в сфере деятельности компании являются отправным пунктом для любой лоббистской деятельности.

    Координация выстраивания отношений компаний с органами государственной власти. Часто взаимодействие с органами власти осуществляют различные подразделения компании. При этом важным моментом является координация общей направленности процесса взаимодействия единым центром, каким может являться департамент по отношениям с органами власти. Эта задача предполагает выработку для крупных компаний, действующих в целом ряде регионов, единой лоббистской стратегии, поскольку использование порочащих имидж компании методов работы в одном из регионов может наложить отпечаток на всю компанию в целом.

    Воздействие на органы государственной власти , корректировка, предложения о внесении изменений в блок экономического законодательства, регулирующего отношения государства и бизнеса. Целый ряд крупных и средних компаний осуществляет активное взаимодействие с органами власти, при этом оказывая на них определенное воздействие.

    Обеспечение преференций и государственных заказов для компаний. Последняя задача актуальна для компаний, рассматривающих государство как крупного покупателя своих товаров или услуг. Речь идет о компаниях, специфика бизнеса которых состоит в государственных заказах.

GR-департаменты в России
Первые профессиональные департаменты по связям с органами государственной власти стали образовываться в России в начале 2000-х годов. С этого времени их численность и значение в корпоративной структуре корпораций только увеличивалась. В мейнстриме развития данного рода подразделений всегда были международные табачные компании, которые всегда имели «особые отношения» с органами государственной и получили в связи с этим уникальный опыт в США и странах Западной Европы.
Самые крупные по численности департаменты в России: РАО ЕЭС России – 47 человек (на 2005 год), ОАО «РЖД» (порядка 30 человек), РУСАЛ – 15 человек (на 2008 год).
На 2009 год GR-департаменты созданы практически во всех крупных компаниях, ведущих бизнес в России.

С 2008 года Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти выпускает ежегодное исследование «Рейтинг наиболее эффективных отраслевых специалистов по связям с органами государственной власти России » - первую в российской научной среде работу, оценивающую эффективность работы специалиста по связям с органами государственной власти (GR-специалиста).

Технологии Вам отчасти помогли, но когда Вы сравниваете свои достижения с достижениями других, более удачливых людей, то Вам может показаться, что они достигают своих целей с меньшими усилиями, потому что у них есть влиятельные друзья, с помощью которых открываются многие двери,

Б. Шеффер «Путь к финансовой независимости», 2002, С.27.

В соответствии с современной философией бизнеса, государственная власть - один из стейкхолдеров (stakeholders* - субъекты, заинтересованные в результатах деятельности компании и влияющие на компанию любой компании) и, соответственно, отношение с государством становится частью стратегического планирования бизнеса.

И, тем не менее, многие компании, приходят к внедрению лоббистской функции лишь после столкновения с препятствиями и ограничениями для развития бизнеса. Какие бы красивые слова и весомые аргументы о пользе установления партнерских отношений компаний с органами власти лоббистских не приводились, необходимость формирования таких отношений осознается далеко не сразу, а решение поставить GR как бизнес-процесс дается после длительных размышлений.

Предлагаю несколько шагов для достижения понимания, нужны ли компании лоббистские технологии и стоит ли торопиться с поиском специалиста по внешним связям

Шаг первый

Для определения того, нужен ли GR Вашей компании, ответьте на следующие вопросы:

  • Отношение органов власти к деятельности компании имеет значение для Вашего бизнеса (для его существования, развития)?
  • Насколько зависит успех начинаний компании от позиции представителей органов власти?
  • Насколько существование Вашего бизнеса связано с решениями органов власти?
  • Возникают ли у компании проблемы с органами власти и как они решаются?
  • Как формируется отношение представителей органов власти к Вашей компании, ее руководителям, продуктам, проектам? (Кто формирует эти отношения?)
  • Как часто компания контактирует с органами власти, и каковы последствия этих контактов?
  • Удавалось ли компании извлечь пользу из внешних связей, можете ли оценить выгоды от контактов с представителями органов власти?
  • Как Вы думаете, влияет ли на деловую репутацию компании наличие связей в органах государственной власти? Можете ли Вы это сказать о Вашей компании?

Шаг второй. Составьте список GR-needs Вашей компании

Чтобы облегчить эту задачу, распределите потребности в отношениях с органами власти и лоббировании интересов компании на стратегические и тактические. Для многих компаний этот список состоит из следующих типичных GR-потребностей:

Стратегические потребности

  • Например, «Нужно позитивное отношение представителей органов власти к конкретному направлению деятельности и планам развития (например, выход компании в новый регион, стремление увеличить долю рынка на существующей территории)»
  • Например, «Нужна устойчивая позитивная репутация компании среди представителей органов власти (муниципальных, региональных, отраслевых, федеральных, законодательных, исполнительных)»

Текущие потребности

  • Например, «Для реализации одного из направлений бизнеса компании требуется протекционистское отношение органа власти (то есть - «зеленый свет» Вашим начинаниям)»
  • Например, «Нужна положительная позиция конкретного органа власти по конкретному проекту компании»
  • Например, «Нужно выиграть тендер, объявленный городской администрацией (и желательно чаще выигрывать)»

Шаг третий. Определите, какие именно направления лоббистской деятельности важны в настоящей момент Вашему бизнесу. С чего начать?

Возможно, ответы на следующие вопросы помогут Вам составить картину желаемого уровня отношений с органами власти (Решите, контакты с какими представителями и органами власти существенны для Вашего бизнеса?):

  • Органы муниципальной власти (например, префектура, мэрия)
  • Органы региональной исполнительной власти (например, администрация губернатора)
  • Органы региональной законодательной власти (например, Городская Дума)
  • Органы федеральной исполнительной власти (например, Федеральное министерство)
  • Органы федеральной законодательной власти (например, сенатор, комитет в Государственной Думе)

Подумайте, какими бы Вы хотели видеть Ваши отношения с тем или иным органом власти?

  • желательно быть в курсе решений органов власти (например, по вопросам регулирования Вашего сегмента рынка, или по широкому спектру проблем);
  • желательно влиять на принятие государственных (муниципальных, региональных) решений, участвовать в принятии этих решений (например, представитель Вашей компании может стать членом Общественных комиссий при органах власти (Региональной Общественной палаты, например);
  • хотелось бы иметь деловые контакты с представителями и руководителями органов власти, сформировать протекционистское отношение к компании;
  • для развития бизнеса полезным стало бы партнерство с государством, муниципалитетом, региональной администрацией (например, хотелось бы поучаствовать в региональном инвестиционном проекте совместно с органом власти);
  • требуется устойчивая репутация компании среди представителей власти - желательно побеждать в тендерах органа власти;
  • желательно активно участвовать в развитии законодательства применительно к некоторым секторам экономики.

Вы увидели, что существует множество вариантов партнерских отношений бизнеса и власти и, соответственно, направлений GR-деятельности компании. Некоторые компании начинают с постановки глобальных задач: например, организуют влияние на законодательство (такие компании активно работают в законодательном органе власти - в рабочих группах, предлагают свои варианты законов). Многие компании ограничиваются установлением устойчивых деловых связей с представителями органов власти для регулярного решения вопросов, связанных с развитием бизнеса. Ряд компании пытаются получить «доступ» к бюджетным средствам, участвую в инвестиционных программах

Шаг четвертый. Подумайте, по какой схеме Вы будете сроить партнерские отношения с органами государственной власти?

Решите, будет ли это прямое общение представителей компании с чиновниками или Вы будете привлекать многочисленных посредников. Выбор коммуникативной модели для установления отношений с органами власти зависит от множества факторов: это и финансовые ресурсы компании, и знание технологий лоббирования, наличие GR-специалиста и коммуникативные способности топ менеджеров, но главное - масштабность задач и количество направлений GR-работы. Методов построения партнерства с органами власти множество. Перечислю типичные коммуникативные модели:

  • GR-менеджер (руководитель компании) - чиновник, орган власти
  • GR-менеджер (руководитель компании) - Деловые ассоциации (промышленные ассоциации; общественные организации; профсоюзы) - чиновник, орган власти
  • GR-менеджер (руководитель компании) - депутат - исполнительная власть, судебная власть
  • GR-менеджер (руководитель компании) - группа компаний - законодательная власть
  • GR-менеджер (руководитель компании) - депутаты
  • GR-менеджер (руководитель компании) - группа компаний - деловая общественная организация - депутаты - чиновники
  • GR-менеджер (руководитель компании) - общественные деятели, политическая партия - чиновник

Теперь видите, что GR - это взаимодействие не только с чиновниками, но и множеством других субъектов лоббистского процесса (представительскими организациями бизнеса, депутатами, общественными и политическими организациями). Установление отношений с органами власти и организация влияния на принятие решений требует использования множества тактик общения, коммуникативных аналитических техник, требует знания технологий лоббирования. Определитесь, достаточны ли Ваши знания о таких коммуникативных технологиях.

Шаг пятый. Какими лоббистскими технологиями (упрощенно говоря - техниками влияния на принятие решений органами власти) Вы (Ваша команда, компания) владеете или Вам потребуется специалист, имеющий опыт лоббирования?

Перечислим некоторые стандартные методы влияния на решения органов власти (причем эффективность каждого из этих методов обеспечивается опять же знанием лоббистских технологий и умением их применять в соответствии с задачами и ресурсами):

  • компании направляют письменные обращения в органы власти
  • выступают в СМИ - организуют информационные кампании в СМИ, формирующие общественное мнение по конкретной теме
  • финансово поддерживают общественные деловые организации, которые, в свою очередь влияют на принятие решений
  • компании вступают и активно участвуют в деятельности общественных деловых организаций (например, Российский Союз Промышленников и Предпринимателей
  • входят в состав общественных комиссий, рабочих групп, комитетов при органах власти
  • пишут законопроекты и продвигают их в органах законодательной власти
  • организуют депутатские или парламентские запросы
  • устанавливают деловые контакты с чиновниками
  • продвигают на государственные должности лояльных компании лиц

Понятно, что многообразие применяемых методов лоббирования увеличивает результативность лоббистских проектов компании. Теперь, если Вы дошли до этого, последнего в нашем тексте шага - Вы уже готовы ответить на следующий вопрос.

Шаг шестой. Как поставить GR как бизнес-процесс, нужен ли компании специалист или можно обойтись своими силами?

Профессиональных GR-специалистов, имеющих соответствующий опыт, не так много на рынке труда. Типичными источниками рекрутирования GR-специалистов для большинства компаний являются: 1) Бывшие чиновники, депутаты 2) Специалисты разных сфер (PR, политическое консультирование, юристы, аналитики), имеющие связи и навыки сотрудничества с органами власти 3) GR-специалисты, работающие в общественных организациях бизнеса.

Как правило, должность GR-менеджера называется «Директор (менеджер) по внешним связям, по взаимодействию с органами власти». Специализированное GR-подразделение может называться «Департамент по внешним связям», варианты: «по связям (взаимодействию) с органами власти».

Если Вы приняли решение нанять GR-менеджера, будет полезным познакомиться с набором компетенций GR-специалиста (причем каждая позиция в данном списке должна присутствовать среди компетенций кандидатов). Список составлен на основе собственной практики руководства GR-подразделением, а также - многолетней практики лоббистской деятельности и консалтинга.

Компетенции GR-менеджера:

  • Знание и понимание государственной сферы (устройство системы власти, возможности и ограничения отдельных органов власти, процедуры принятия решений, документооборот, этика и стилистика общения). Крайне желателен опыт госслужбы.
  • Навыки продуктивного общения с представителями органов власти (представляются доказательства продуктивности - проекты, решения, участие в общественных комитетах, рабочих группах и пр.)
  • Наличие персональных связей с представителями органов власти (на различных уровнях)
  • Умение вести деловую переписку и знание документооборота органов власти
  • Знание PR-технологий: умение работать с масс-медиа, events management (организация специальных мероприятий), репутационный менеджмент
  • Политическая компетентность, политическое мышление (интерес к политической информации, понимание государственной политики, умение интерпретировать конкретные решения органов власти)
  • Коммуникативная компетентность
  • Знание отраслевой проблематики

Рекомендуем также тщательно проанализировать личностные особенности возможного кандидата на должность GR-менеджера. По нашим оценкам, каждая из перечисленных ниже позиций должна присутствовать в личности GR-менеджера (список также составлен по результатам собственной многолетней лоббистской исполнительской, управленческой и консалтинговой практики):

  • Коммуникативные способности (легкость и непринужденность в установлении контактов, умение вызвать расположение и доверие)
  • Аналитические способности, развитый эмоциональный интеллект
  • Презентабельная внешность, организаторские способности, Деловые качества (настойчивость, целеустремленность, организованность, дисциплинированность)

Government Relations (дословно: взаимодействие с органами государственной власти) - «деятельность специально уполномоченных сотрудников крупных коммерческих структур (GR-менеджеров) по ведению работы компании в политическом окружении». Government Relations (GR) также является систематическими попытками компании оказать влияние на действия и меры властей с целью достижения компанией определенных целей или защиты некоторых интересов. Основной задачей GR является «предотвращение вероятных угроз от деятельности политических стейкхолдеров и реализация потенциальных возможностей компании посредством её участия в политических действиях», а целью GR - «выстраивание долгосрочной, комфортной, предсказуемой системы отношений с профильными для компании политическими стейкхолдерами».

Различие между GR и лоббизмом

Различие между GR и PR

Многие компании, чтобы не использовать термин лоббизм, стали применять не только термин GR. Возникли такие понятия, как Public Affairs, Government Affairs, Advocacy , policy representation, legislative communications, policy marketing. Все они выступают составными частями коммуникационного менеджмента.

Тем не менее, данные термины имеют разные подтексты. Под «advocacy» понимается продвижение интересов, но в отличие от GR продвижение интересов осуществляется через любые структуры, а не только через органы государственной власти . Термин «Public affairs» (PA) также более широк, чем GR, поскольку в него входит вся общая функциональная область, к которой наряду с непосредственно GR относится связь с медиасообществом (media relation), решение вопросов в неполитической сфере (issues management), связь с местным сообществом (community relation), социальная ответственность (social responsibility), grass roots (широкие массы) - продвижение интересов при помощи задействования потенциала рядовых граждан и пр. Термин «government affairs» распространен в США и по сути используется как синоним GR .

Работа специалиста по GR

GR представляет собой связь компании с органами власти, без помощи которых не может быть осуществлен ни один важнейший политический или бизнес-проект, то в обязанности специалиста по GR входит выстраивание тесных отношений, построенных на доверии, между своим работодателем и властью. Иными словами, специалист по GR устанавливает неформальный диалог, строит прочные «мосты», ведущие из корпорации в структуры власти, по которым уже пройдут простые лоббисты с конкретными способными заинтересовать власть своими предложениями.

Специалисты по GR организовывают общую систему взаимодействия по цепочке «компания - бизнес-ассоциация - власть» и взаимодействие внутри собственной компании между подразделением по связям с органами государственной власти, акционерами и руководством. Несомненно, специалист по GR несёт ответственность за качественную и своевременную подготовку информации сотрудниками компании, а зачастую и создают информационные поводы, то есть выступает ньюсмейкером.

К основным функциям специалиста по GR относятся:

Подготовка программы по GR обычно включает пять основных шагов:

К наиболее эффективным методам воздействия на органы власти GR-специалиста относятся:

Исходя из условий страны или региона, GR-специалист подбирает оптимальную стратегию взаимодействия с органами государственной власти. Существуют две модели GR, которые определяются, соответственно, особенностями западных и восточных стран.

Для стран Запада, где есть законодательное и этическое регулирование GR-деятельности, базовым методом является сетевая деятельность, в рамках которой проводится большое количество встреч с людьми, оказывающими влияние на формирование мнения (общества и власти) о некоторой компании. Наряду с этим, важным является участие в работе консультативных советов, общественной деятельности. Для стран Востока традиционным является материальное стимулирование лиц, которые принимают решения. При этом не только должность, но и родственные связи влияют на реальное участие человека в принятии решений. .

Напишите отзыв о статье "Government Relations"

Примечания

Литература

  • Дегтярёв А. А. .
  • Кинякин А. А., Матвеенков Д. О. Government relations как форма общественно-политической и бизнес коммуникации: к определению понятий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - № 1. - 2009.
  • Кулакова Т. А. Government Relations в процессе принятия политических решений // Политическая экспертиза. - № 2. - 2005. - С. 226.
  • Толстых П. А. .
  • GR - связи с государством. Теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством. Учебное пособие. Под ред. Л. В. Сморгунова, Л. Н. Тимофеевой. - М.: РОССПЭН, 2012. - 407 с.

Отрывок, характеризующий Government Relations

На другой день после отъезда сына князь Николай Андреич позвал к себе княжну Марью.
– Ну что, довольна теперь? – сказал он ей, – поссорила с сыном! Довольна? Тебе только и нужно было! Довольна?.. Мне это больно, больно. Я стар и слаб, и тебе этого хотелось. Ну радуйся, радуйся… – И после этого княжна Марья в продолжение недели не видала своего отца. Он был болен и не выходил из кабинета.
К удивлению своему, княжна Марья заметила, что за это время болезни старый князь так же не допускал к себе и m lle Bourienne. Один Тихон ходил за ним.
Через неделю князь вышел и начал опять прежнюю жизнь, с особенной деятельностью занимаясь постройками и садами и прекратив все прежние отношения с m lle Bourienne. Вид его и холодный тон с княжной Марьей как будто говорил ей: «Вот видишь, ты выдумала на меня налгала князю Андрею про отношения мои с этой француженкой и поссорила меня с ним; а ты видишь, что мне не нужны ни ты, ни француженка».
Одну половину дня княжна Марья проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки, и разговаривая с Десалем; другую часть дня она проводила в своей половине с книгами, старухой няней и с божьими людьми, которые иногда с заднего крыльца приходили к ней.
О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения этой войны, казавшейся ей такою же, как и все прежние войны. Она не понимала значения этой войны, несмотря на то, что Десаль, ее постоянный собеседник, страстно интересовавшийся ходом войны, старался ей растолковать свои соображения, и несмотря на то, что приходившие к ней божьи люди все по своему с ужасом говорили о народных слухах про нашествие антихриста, и несмотря на то, что Жюли, теперь княгиня Друбецкая, опять вступившая с ней в переписку, писала ей из Москвы патриотические письма.
«Я вам пишу по русски, мой добрый друг, – писала Жюли, – потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить… Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору.
Бедный муж мой переносит труды и голод в жидовских корчмах; но новости, которые я имею, еще более воодушевляют меня.
Вы слышали, верно, о героическом подвиге Раевского, обнявшего двух сыновей и сказавшего: «Погибну с ними, но не поколеблемся!И действительно, хотя неприятель был вдвое сильнее нас, мы не колебнулись. Мы проводим время, как можем; но на войне, как на войне. Княжна Алина и Sophie сидят со мною целые дни, и мы, несчастные вдовы живых мужей, за корпией делаем прекрасные разговоры; только вас, мой друг, недостает… и т. д.
Преимущественно не понимала княжна Марья всего значения этой войны потому, что старый князь никогда не говорил про нее, не признавал ее и смеялся за обедом над Десалем, говорившим об этой войне. Тон князя был так спокоен и уверен, что княжна Марья, не рассуждая, верила ему.
Весь июль месяц старый князь был чрезвычайно деятелен и даже оживлен. Он заложил еще новый сад и новый корпус, строение для дворовых. Одно, что беспокоило княжну Марью, было то, что он мало спал и, изменив свою привычку спать в кабинете, каждый день менял место своих ночлегов. То он приказывал разбить свою походную кровать в галерее, то он оставался на диване или в вольтеровском кресле в гостиной и дремал не раздеваясь, между тем как не m lle Bourienne, a мальчик Петруша читал ему; то он ночевал в столовой.
Первого августа было получено второе письмо от кня зя Андрея. В первом письме, полученном вскоре после его отъезда, князь Андрей просил с покорностью прощения у своего отца за то, что он позволил себе сказать ему, и просил его возвратить ему свою милость. На это письмо старый князь отвечал ласковым письмом и после этого письма отдалил от себя француженку. Второе письмо князя Андрея, писанное из под Витебска, после того как французы заняли его, состояло из краткого описания всей кампании с планом, нарисованным в письме, и из соображений о дальнейшем ходе кампании. В письме этом князь Андрей представлял отцу неудобства его положения вблизи от театра войны, на самой линии движения войск, и советовал ехать в Москву.
За обедом в этот день на слова Десаля, говорившего о том, что, как слышно, французы уже вступили в Витебск, старый князь вспомнил о письме князя Андрея.
– Получил от князя Андрея нынче, – сказал он княжне Марье, – не читала?
– Нет, mon pere, [батюшка] – испуганно отвечала княжна. Она не могла читать письма, про получение которого она даже и не слышала.
– Он пишет про войну про эту, – сказал князь с той сделавшейся ему привычной, презрительной улыбкой, с которой он говорил всегда про настоящую войну.
– Должно быть, очень интересно, – сказал Десаль. – Князь в состоянии знать…
– Ах, очень интересно! – сказала m llе Bourienne.
– Подите принесите мне, – обратился старый князь к m llе Bourienne. – Вы знаете, на маленьком столе под пресс папье.
M lle Bourienne радостно вскочила.
– Ах нет, – нахмурившись, крикнул он. – Поди ты, Михаил Иваныч.
Михаил Иваныч встал и пошел в кабинет. Но только что он вышел, старый князь, беспокойно оглядывавшийся, бросил салфетку и пошел сам.
– Ничего то не умеют, все перепутают.
Пока он ходил, княжна Марья, Десаль, m lle Bourienne и даже Николушка молча переглядывались. Старый князь вернулся поспешным шагом, сопутствуемый Михаилом Иванычем, с письмом и планом, которые он, не давая никому читать во время обеда, положил подле себя.
Перейдя в гостиную, он передал письмо княжне Марье и, разложив пред собой план новой постройки, на который он устремил глаза, приказал ей читать вслух. Прочтя письмо, княжна Марья вопросительно взглянула на отца.
Он смотрел на план, очевидно, погруженный в свои мысли.
– Что вы об этом думаете, князь? – позволил себе Десаль обратиться с вопросом.
– Я! я!.. – как бы неприятно пробуждаясь, сказал князь, не спуская глаз с плана постройки.
– Весьма может быть, что театр войны так приблизится к нам…
– Ха ха ха! Театр войны! – сказал князь. – Я говорил и говорю, что театр войны есть Польша, и дальше Немана никогда не проникнет неприятель.
Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.

Журнал “Вопросы новой экономики”, май 2011 г.: GR-технологии на службе IT-компании

Описаны схемы взаимодействия технологических компаний с органами власти. Government Relations (GR) осуществляются с целью оказания влияния на решения властей, получения паблисити, сопровождения участия компании в государственных тендерах. Для крупного российского бизнеса это направление становится важным инструментом продвижения.

Ключевые слова: Government Relations, лоббизм, информационные технологии, телекоммуникации, продвижение технологических компаний, участие в тендерах, PR-продвижение, взаимодействие с профессиональными ассоциациями.

The article describes patterns of interaction of technology companies with government authorities. Government relations aim at effecting authorities decisions, gaining publicity, supporting the company participation in public tenders. This direction is becoming an important promotion tool for large Russian businesses.

Key words: Government Relations, lobbyism, information technologies, telecommunications, marketing of technology companies, bidding, PR promotion, interaction with professional associations.

Основные направления GR-деятельности

Government Relations (GR, дословно: взаимодействие с органами государственной власти) - это деятельность специально уполномоченных сотрудников крупных коммерческих структур (GR-специалистов) по сопровождению деятельности компании в политической среде.

Классическими объектами Government Relations являются исполнительная и законодательная ветви власти. Как отмечает Е.А. Махортов, “в настоящее время становится очевидным, что судебная власть так же является объектом воздействия. Выбор объекта для GR-специалиста определяется характером поставленных задач и кругом вопросов, которые относятся к компетенции того или иного органа власти” (Махортов Е. А. Что такое GR? // Портал Lobbying.ru, http://lobbying.ru/index.php?article_id=2851).

С точки зрения технологической (как, к слову, и любой другой) компании есть три основных направлениях GR-деятельности.

Во-первых, это оказание влияния на решения властей (внесение изменений в законодательство, получение тех или иных преференций, налоговых льгот и т.д.).

Во-вторых, получение паблисити за счет контактов с органами власти. К примеру, посещение президентом России Дмитрием Медведевым офиса “Лаборатории Касперского” в июне 2009 года вызвало большой интерес СМИ и блогеров. Экскурсию по компании для президента провёл ее глава Евгений Касперский (http://президент.рф/news/4508). Как сообщалось в официально пресс-релизе, глава государства осмотрел серверную комнату, где производится автоматический анализ новых вирусов, хранятся исходные тексты программных продуктов, рассылаются обновления антивируса по всему миру. Затем президенту показали “железную комнату” - место изучения вирусов и тестирования антивирусных программ для мобильных телефонов. В помещении вирусной лаборатории Дмитрий Медведев наблюдал за работой специалистов, проводивших проверку антихакерской защиты. Также он осмотрел учебный класс компании, где проходят обучение как представители фирм - партнёров “Лаборатории Касперского”, так и ученики школ, вузов, для которых читают курсы по компьютерной безопасности. В завершении осмотра Президент посетил отдел разработки новых программ.

Наконец, это получение госзаказов, сопровождение участия компании в тендерах, проводимых органами власти.

Отдельно можно упомянуть борьбу с конкурентами. Широко распространенным примером является обращение в Федеральную антимонопольную службу. Для вытеснения с рынка конкурентов могут привлекаться правоохранительные органы и т.д. (некоторые крупные российские компаний, оставаясь в рамках правового поля, ведут себя довольно агрессивно по отношению к конкурирующим структурам).

Лоббистская деятельность в США

В США, где лоббистская деятельность регламентируется законодательством, GR является более прозрачным. Так, недавно в США были обнародованы данные о том, сколько тратят американские IT-компании на продвижение интересов в правительстве (Подбронее см.: Мальцев В. Лобби-бар // Частный корреспондент. 2010. 18 июня. http://www.chaskor.ru/article/lobbi-bar_17997). Затраченные на GR суммы исчисляются миллионами долларов (примечательно, что даже банки США тратят на эти цели меньше денег). К примеру, Hewlett-Packard, только в первом квартале 2010 года выделила чиновникам 1,6 млн долларов. Компанию интересовала разработка документа, в соответствии с которым в США она создала бы единую компьютерную базу данных обо всех находящихся в стране иммигрантах, получивших разрешение на работу.

Компания Microsoft, опасаясь антимонопольного преследования, за отчетный период, потратила на GR 1,7 млн долларов. Google оказывала давление на федеральное правительство с тем, чтобы оно жёстче реагировало на события, связанные с цензурой в Китае, и это обошлось ей в 1,4 млн долларов. Oracle дала 1,1 млн долларов на урегулирование вопросов, связанных с поглощением компании Sun Microsystems. В России важные для компаний решения принимаются кулуарно, поскольку законодательство, регламентирующее лоббистскую деятельность, отсутствует. Весьма широко распространена точка зрения, что «всё сводится к взяткам, откатам, должностям чиновников в коммерческих структурах и оказании разного рода “услуг” и “социальной ответственности” (там же).

Предпосылки для развития GR в сфере высоких технологий

Говоря о GR-продвижении высокотехнологичных компаний, в первую очередь следует отметить телекоммуникационный бизнес. Наравне с топливно-энергетическим комплексом, металлургией, пивной и табачной отраслями, телеком является одним из наиболее “джиароемких” сегментов.

Руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru П. А. Толстых объясняет это следующим образом: “В России есть несколько предпосылок для развития GR. Во-первых, отрасль должна быть с преобладающим числом иностранных компаний. К таким отраслям относится, например, пивная отрасль, где 85% контролируют иностранцы. Это табачная отрасль, где иностранные компании контролируют 90%, в телекоме тоже иностранного капитала достаточно. У иностранцев история GR-отношений насчитывает 50 лет и более. Поэтому, значительно опережая Россию, они более глубоко понимают, почему это важно и как это работает (аналогичная ситуация в нашей стране была с Public Relations)” (Здесь и далее цит. по книге Гуров Ф. Н. PR IT-компаний: российская практика. М.: Альпина Паблишерз, 2011. 141 с.). Донесение позиции страны до политической элиты иностранного государства так же может считаться GR-деятельностью (Махортов Е. А. Что такое GR? // Портал Lobbying.ru, http://lobbying.ru/index.php?article_id=2851).

Вторая предпосылка также очевидна. Отрасль должна отличаться повышенной государственной регуляторикой. В телекоммуникационной сфере сложились именно такие условия. Есть ограниченные ресурсы (частоты), есть федеральный закон “О связи”, который контролирует деятельность компаний”. В качестве примера можно привести компанию ТЕЛЕ2, которая, желая стать игроком национального масштаба, в течение продолжительного времени бьется за частоты.

В других сегментах IT-отрасли потребность в GR также высока. Например, интернет-бизнес, успешно развиваясь без вмешательства государства, заинтересован в сохранении статус-кво, дополнительные ограничения, связанные с регулированием Интернета, могут доставить игрокам серьезные неудобства. Разработчики программного обеспечения и системные интеграторы заинтересованы в получении налоговых льгот и т.д.

Для компаний, работающих в передовых, “прорывных” отраслях экономики необходим “правильный PR в органы госвласти”. Для инновационной компании важно быть в русле государственной политики, встречаться с профильными чиновниками, которые курируют отрасль, входить в экспертные советы при органах государственной власти.

Организация GR-деятельности в технологических компаниях

GR-деятельность начинается с глубокого и детального отслеживания политики властей в отношении интересующей компанию отрасли. Мониторинг необходимо осуществлять не на уровне, когда решение уже принято, а когда оно только готовится, когда зарождаются идеи, потому что тогда на них легче всего повлиять и донести свои интересы до властей. Это относится и к области государственных закупок, и к регуляторике.

Понимание процесса принятия решений и наличие инсайдеров в нужных структурах позволяют эффективно решать GR-задачи.

Участие компаний в различных экономических форумах (например, Петербургском международном экономическом форуме, или Инвестиционном форуме в Сочи), встречи с чиновниками, работа на публичных обсуждениях, в дальнейшем могут повысить капитализацию компании (к примеру, помочь победить в тендерах).

Компания также может выступить в качестве инициатора крупного проекта, предполагающего участие государства. К примеру, в мае 2010 года софтверная компания 1С попросила у государства 500 млн руб. на создание компьютерных военных игр-симуляторов. Предполагалось, что проект “позволит патриотически воспитать молодежь, модернизировать российскую экономику и даст отпор желающим фальсифицировать историю” (Костенко Н., Сальманов О., Игры- патриотам // Ведомости №80 (2598). 2010. 5 мая). В презентации, подготовленной Министерством связи и массовых коммуникаций РФ отмечалось, что из необходимых 720 млн руб. 200 млн будет потрачено компанией 1С, 20 млн - Ханты-Мансийским автономным округом РФ (одним из инициатором проекта). Остальные деньги Министерство запросило у Правительства.

Очевидно, что GR-деятельностью на постоянной основе может заниматься лишь достаточно крупная компания. “Аппетит приходит во время еды, - говорит П. А. Толстых, - Когда у тебя маленькая компания, GR вроде и не нужен. Но когда ты достигаешь оборота порядка 50 млн долларов, ты начинаешь задумываться о том, что экономические рычаги роста уже исчерпаны и пора бы уже подключить ресурсы политические. Например, влезть в гостендеры, стать крупным подрядчиком. И ты понимаешь что нужно “тусоваться” с органами госвласти, быть в мейнстриме обсуждения каких-то проблем и т.д. В этом случае акционеры задумываются о GR”.

Войдя в число лидеров рынка, компании претендуют на то, чтобы активно влиять на правила игры (громким примером являются попытки компании “Вымпелком” в 2003 году повлиять на закон “О связи” и ограничить деятельность профильного министерства).

Многие компании, приходят к внедрению лоббистской функции лишь после столкновения с препятствиями и ограничениями для развития бизнеса. “Какие бы красивые слова и весомые аргументы о пользе установления партнерских отношений компаний с органами власти лоббистских не приводились, необходимость формирования таких отношений осознается далеко не сразу, а решение поставить GR как бизнес-процесс дается после длительных размышлений”, - отмечает Е. Ю. Боброва (Боброва Е. Ю. Нужен ли Вам GR? // Stratagema.org, http://www.stratagema.org/publications/lobby/item_262.html. 2008. 22 апреля).

Следует обратить внимание читателей на заблуждение, связанное с тем, что взаимодействие с профессиональными ассоциациями может заменить GR-деятельность (Подробнее о взаимодействии IT-компаний с профессиональными ассоциациями см. Гуров Ф. Н. PR IT-компаний: российская практика. М.: Альпина Паблишерз, 2011. 141 с.). Отраслевые ассоциации редко отстаивают интересы конкретных компаний. Лишь после того как профессиональные лоббисты договорятся с чиновниками, для создания нужного PR-фона могут быть подключены профессиональные объединения. Для “легитимизации” решений, которые обеспечили лоббисты, могут даже создаваться “карманные” отраслевые ассоциации, поскольку чиновникам проще работать с ассоциациями, нежели с конкретной фирмой (то, что в этой ассоциации входит минимальное количество членов - это уже другой вопрос и об этом никто не вспомнит). Поэтому ассоциации следует рассматривать как один из прикладных инструментов, но не как самодостаточный канал взаимодействия с органами власти.

Исключение составляются ситуации, когда действия органов власти (или их отсутствие), наносят очевидных вред целой отрасли. В этом случае публичное письмо или заявление отраслевой ассоциации может привлечь внимание к проблеме. Так, в августе 2009 года крупнейшие производители и экспортеры софта России обратились к президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой принять срочные меры по либерализации налогового режима для IT-отрасли. В адресованном господину Медведеву письме производители предупреждали, что из-за замены Единого социального налога (ЕСН) страховыми взносами IT-компании могут перенести производство в другие страны и перейти на “серые” зарплатные схемы. Письмо было подписано президентом некоммерческого партнерства “Руссофт” Валентином Макаровым, а также руководителями 15 крупнейших российских компаний, среди которых “Лаборатория Касперского”, ABBYY, Luxoft, Aplana и другие (Малахов. А., Производители софта потянулись на экспорт // Коммерсантъ № 159/П (4214). 2009. 31 августа).

Спустя год НП «Руссофт» и ассоциация “Отечественный софт” отправили совместное письмо Дмитрию Медведеву, жалуясь на “отсутствие адекватных мер по поддержанию индустрии разработки офшорного программирования” (Малахов. А., Фазлетдинова Д., Программное гособеспечение // Коммерсантъ № 159/П (4459). 2010. 31 августа).

В ведущих телекоммуникационных компаниях GR-деятельностью занимаются конкретные штатные специалисты. Как отмечает Е. Ю. Махортов, “GR-специалист работает на постоянной основе, получая фиксированную заработную плату, взбирается по корпоративной лестнице и отстаивает интересы одного заказчика - своей компании. Лоббист работает за гонорар и процент от сделки, обладает широкой сетью контактов в органах государственной власти. Наиболее эффективные лоббисты - бывшие чиновники или депутаты. Опыт работы на государственной службе позволяет изучить все тонкости принятия политических решений, психологии и особенностей коммуникации между чиновниками” (Махортов Е. А. Что такое GR? // Портал Lobbying.ru, http://lobbying.ru/index.php?article_id=2851).

При организации работы GR-департамента следует оценивать его экономическую рентабельность. Он должен не только окупать себя, но и приносить средства за счет полученных компанией преференций, госзаказов, формирования (в долгосрочной перспективе) нужного имиджа и т.д. При необходимости можно обратиться в одну из пока немногочисленных лоббистских фирм, которая поможет донести ваши интересы до органов власти, добиться конкретных результатов.

Небольшие технологические компании могут эпизодически решать те или иные GR-задачи. Предлагая своих представителей в соответствующие экспертные советы, пытаясь принять участие в мероприятиях, проводимых органами власти, возможно достичь положительных результатов, даже не имея нужных “инсайдеров” и не обращаясь к лоббистам. Однако, учитывая консервативность и неповоротливость российских чиновников, это следует расценивать скорее как везение. О создании профильных советов или комитетов широкое бизнес-сообщество зачастую узнает только по факту.

Подготовил Филипп Гуров

Если вам нужны GR-услуги, пожалуйста, ознакомьтесь с нашей информацией .