Письмо как особый вид речевой деятельности
Письмо представляет собой особую сложную форму речевой деятельности и включает в себя большое количество операций. Овладение навыком письма - это сложная умственная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций (мышления, восприятия, внимания, памяти). Этот процесс осуществляется при тесном взаимодействии различных анализаторных систем, отвечающих за психофизиологическую основу письма: речеслуховой, речедвигательной, зрительной, кинестетической, кинетической, проприоцептивной, акустической, пространственной. Кроме того, в формировании письма участвуют такие психологические составляющие как эмоционально-волевые процессы, мотивы и поведение человека.

Письмо существенно отличается от устной речи по ряду параметров. Если устная речь формируется на ранних этапах развития ребенка в процессе непосредственного общения, то письмо возникает значительно позже и является результатом специального обучения (его механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения). Новые сложные условнорефлекторные связи присоединяются к уже сформированным связям II сигнальной системы (устная речь) и развивают её. Письмо, в отличие от устной речи, протекающей обычно автоматизированно, представляет собой произвольно организованную деятельность.

Все эти особенности письма дают основание предполагать, что оно будет нарушатся грубее, поскольку это более сложная и поздняя функция. И обучение ей в школе будет также непростым еще и потому, что к началу обучения ребенка письму не все основные высшие психические функции, составляющие его основу, еще закончили, а некоторые из них даже еще и не начали своего развития, и обучение письму опирается на незрелые психические процессы.

В психологии были исследованы и сформулированы некоторые психологические предпосылки формирования этого вида речевой деятельности, недостаточность которых ведет к различным нарушениям письма или к трудностям его формирования у детей.

Первой предпосылкой является сформированность или сохранность устной речи, произвольное владение ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности. Вторая предпосылка - формирование или сохранность разных видов восприятия, ощущений и знаний и их взаимодействия, а также пространственного восприятия и представлений, а именно: зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, сомато-пространственных ощущений, знание и ощущение схемы тела, “правого” и “левого”. Третьей предпосылкой служит сформированность двигательной сферы - тонких движений, предметных действий, т.е. различных видов праксиса руки, подвижности, переключаемости, устойчивости и др. Четвертая предпосылка - формирование у детей абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракциями. И пятой предпосылкой является сформированность общего поведения - регуляция, саморегуляция, контроль за действиями, намерения, мотивы поведения.

Л.С. Выготский, указывая на существенные различия между устной и письменной речью, писал: “Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма”.

Речью называют исторически сложившийся вид общения между людьми с использованием языковых конструкций, сформированных по определенным правилам. Понятие речевой деятельности характеризует процесс, состоящий из взаимосвязанных действий, предполагающий, с одной стороны, образование и формулирование мыслей с применением языковых средств, и восприятие и понимание языковых конструкций с другой стороны.

При изучении применяются различные определения, часто взаимно заменяющие друг друга. Так, например, понятия "речевая деятельность и ее виды", "общение", "коммуникация" часто становятся синонимами. В особенности, это касается последних двух терминов.

Следует отметить, что в языкознании "речевая деятельность" считается одним из аспектов - его выделяют наряду с языковой системой и речевой организацией. Некоторыми авторами термин коммуникативного процесса рассматривается в качестве материала, включающего комплекс отдельных актов понимания и говорения.

Речевая деятельность имеет следующие основные аудирование (слушание), говорение, письмо. Такое понимание включено в языка (иностранного, в том числе).

деятельности. Говорение.

Это понятие характеризует любую звучащую речь. В историческом отношении говорение является первичной языковой формой, возникшей намного раньше, чем письмо. С материальной точки зрения устная речь - это Произносимое является результатом деятельности определенных органов человека (голосовой аппарат). Интонация является совокупностью тембра произнесения, темпа (нарастающего или замедленного), продолжительности, громкости (интенсивности), мелодичности. Большое значение в устной речи придается отсутствию или наличию пауз, степени четкости в произношении, способности правильно расставить Говорение, обладая интонационным разнообразием, способно передать полноту переживаний, эмоций, настроений.

Виды речевой деятельности. Письмо.

Этот вид языковой деятельности человека являет собой вспомогательную систему знаков, применяемую для фиксации говорения (звуковой речи). Вместе с тем, письмо можно назвать самостоятельной структурой. Кроме функции фиксации речи (устной), письменная система позволяет усваивать накопленные знания, расширяя сферу коммуникации.

Главной целью письма является фиксация произносимого с целью его сохранения. Этот вид речевой деятельности используется в общении между теми людьми, которые разделены временем, расстоянием. Следует отметить, что роль письма значительно снизилась, в связи с появлением телефона.

Виды речевой деятельности. Слушание (аудирование).

Аудирование - процесс, предполагающий, как непосредственное, так и опосредованное (при помощи аудиозаписи, радио и прочего) взаимодействие слушающего и говорящего.

В первом случае (при непосредственном контакте) у собеседников есть возможность применять не только языковые формы но и средства невербальной коммуникации (мимику, которые способствуют более результативному восприятию и пониманию.

Виды речевой деятельности. Чтение.

В соответствии с простыми определениями чтение характеризуется как процесс извлечения информации из печатного или рукописного текста.

Эта специфическая форма языковой коммуникации людей является одним из опосредованных типов общения. При этом чтение не воспринимается в качестве одностороннего воздействия на читающего. Оно не выражается пассивным восприятием, усвоением содержания. Чтение включает в себя активное взаимодействие между реципиентом (читателем) и коммуникатором (автором текста).

Письмо – сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей (Г.В.Рогова). Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

Письменная речь является одним из способов формирования и формулирования мысли. Внешне выраженная, как и устная, письменная речь вторична. Вторичность письма не умаляет его значения в жизни человека.

Овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не являлась целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и сложностью овладения данным умением (при ограниченном количестве часов) и соответственно не было отражено в отечественных УМК по иностранным языкам. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал, а также как средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучающихся. Между тем письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения иностранным языкам.

При реализации письма задействованы следующие анализаторы: двигательный (основной), зрительный, речемоторный, слуховой (второстепенные).

Письмо, как и говорение, характеризуется трехчастной структурой: побудительно-мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. В побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить какую-либо информацию. У пишущего возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется само высказывание: происходит отбор слов, нужных для составления текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации связей между предложениями. Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализуется в фиксации продукта с помощью графических знаков – письменного текста.

Различают письмо и письменную речь. В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. Под письменной речью – книжный стиль речи. В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором происходит соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений. Письменная речь – это процесс выражения мыслей в графической форме. В методике письмо – объект овладения учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением, так как письмо с ними тесно связано. Базой письменной речи является устная речь. В обоих случаях в результате состоится понимание сообщения другими людьми. Письмо связано с чтением. В их основе лежит одна графическая система языка. При письме, также как и при чтении, устанавливаются графемно-фонемные соответствия; они только имеют разную направленность: при чтении от букв к звукам, при письме от звуков к буквам. В первом случае идет декодирование или дешифровка, во втором – кодирование, зашифровка сообщения.

Часто в методике термины «письмо» и «письменная речь» не противопоставляются. Термин «письмо» – понятие более широкое, чем письменная речь, оно может включать в себя и письмо как таковое, и письменную речь.

Письмо предполагает:

  • графику – систему знаков-графем
  • орфографию – правописание, систему правил использования знаков
  • запись – письменную фиксацию языковых единиц разной протяженности
  • письменную речь – письменную фиксацию устного высказывания для решения определенной коммуникативной задачи.

В практике обучения под письмом понимают технологический, или процессуальный аспект, а под письменной речью – сложную творческую деятельность, направленную на выражение мыслей в письменной форме.

Когда говорят о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то имеют в виду письменную речь. Цель обучения письму в данном контексте – научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке. Любой текст, написанный автором, — это выражение мыслей в графической форме.

Трудности обучения письменной речи очевидны:

  • процесс обучения письменной речи постоянно осложняется расхождениями между звуковым и графическим планами выражения мысли на иностранном языке;
  • если при устном сообщении что-либо может быть опущено говорящим, восполнено мимикой, жестом, интонацией, то при сообщении в письменной форме высказывание должно быть конкретным и полным, максимально развернутым, чтобы выполнить свою коммуникативную функцию; отсутствие возможности выразительно интонировать свою речь требует более тщательного отбора синтаксических средств, а отсутствие возможности использовать мимику и жесты требует более строгого грамматического оформления письменной речи;
  • формирование навыков в области графико-орфографической системы изучаемого языка, наличие таких особенностей, как нечитаемые буквы, слова-омофоны, изменяемые формы грамматической орфографии, которые проявляются только на письме и не влекут за собой изменение звуковой формы слова;
  • овладение письменной речью наличие у обучаемого определенного уровня социокультурной компетенции.

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ

На этой лекции вы узнаете:

· Что такое письмо

· О письме как процессе

· О письме как продукте

* В процессе разработки

** В процессе разработки

Что такое письмо?

В лингвистике под письмом

Цели обучения письму

целью,

Образовательные стандарты

ДОЛЖНЫ :

· овладеть техникой письма;

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения основного общего образования ДОЛЖНЫ:

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения полного общего образования ДОЛЖНЫ : ???

На профильном

Уровень выживания европейского стандарта

Письмо как процесс

Важным является понимание письма как процесса

речедвигательный зрительный – в результате чтения, моторно-графический

Письмо как продукт

Письмо как продукт

Подходы к обучению письму

  • диктант;

На начальном этапе, впрочем, как и на последующих, обучение письму идет в тесной связи с обучением чтению. Устанавливаются фонемно-графемные связи. В современных учебных программах принят полупечатный, полупрописной шрифт. Поэтому прописям сегодня не учат. Чему тогда учить на начальном этапе?

· Узнавать буквы и передаваемые ими звуки, называть их и различать.

· Правильно писать буквы.

· Правильно соединять буквы в слова.

Трудности в обучении письму вызывают как буквы, схожие по написанию на ИЯ и РЯ (в русском и английском языках это буквы Мм – Mm; Тт – Tt; Pp –Rr - Pp), так и буквы, схожие внутри самого ИЯ (английские буквы b-d; p-q; i-e; q-k; c-s и т.д.

Обучение графике

Алгоритм действий состоит в следующем:

1) учитель знакомит учащихся с буквой, какие звуки она может передавать, в каких словах;

2) учащиеся знакомятся с написанием буквы;

3) затем пишут заглавную и строчную буквы, сначала обводя контуры по точкам, потом свободно.

Упражнения:

1. Определить: какие буквы можно перепутать на РЯ и ИЯ и почему; какие буквы пишутся одинаково на РЯ и ИЯ; каких букв нет в РЯ и т.д.

2. Написать буквы под диктовку: строчную и прописную; только строчную или только прописную; писать первую букву перечисляемых слов и т.д.

3. Узнать буквы, написанные в воздухе рукой. Игра «Отгадай-ка».

4. Закончить написание буквы, начатой учителем.

5. Контрольное списывание букв с доски.

6. Самодиктанты. Списывание с доски или учебника, проверка себя и выставление себе оценки.

Обучение орфографии

Главная трудность в английском языке состоит в том, что формы написания многих слов соответствуют историческим произносительным нормам. Поэтому обучение орфографии в английском языке базируется на правилах чтения по типам слогов и буквосочетаний.

Упражнения:

1. Рифмовка слов:

2. Группировка слов на основе фонемных соответствий. В списке слов найдите слова, которые имеют фонемы… и впишите их в соответствующие группы.

3. Группировка слов по графемным соответствиям. Среди данных слов найдите те, в которых будут следующие буквосочетания: ou, oo, aw, ow, etc.

4. Вставить пропущенные буквы.

5. Закончить начатые слова.

6. Найти ошибки в данных словах.

7. Списать слова.

8. Зрительный диктант/самодиктант.

9. Словарный диктант/контрольный диктант.

Обучение письменной речи

Как писать личный дневник?

Учащимся предлагается список тем, из которых они могут выбрать любую. Каждая запись в дневнике предваряется датой, записи ведутся ежедневно на заданную тему.

Список тем: «Вещи, которые меня радуют (сердят, делают счастливым)», «Домашние животные», «Подслушанные разговоры», «Звуки природы» и т.п..

На следующем этапе можно предложить темы посложнее: написать рассказ, стихотворение, статью.

Как описать объект?

Например, фрукты, дерево, стул и т.п. Описание можно сделать в трех вариантах:

1. Опишите один из объектов. Пусть ваши товарищи догадаются по описанию, что это.

2. Сделайте описание объекта для своей научной статьи.

3. Напишите рассказ о приключениях вашего объекта.

Как написать резюме?

Резюме – это конспект лекции, книги и т.п. Это – выделение главных мыслей, и хорошее резюме дает представление о том, о чем была лекция, книга и т.п.

Алгоритм резюмирования состоит в следующем:

4. Внимательно прочитайте задание. Вам надо только резюмировать текст или также интерпретировать его? Уточните, краткое это резюме или просто резюме. Обычное резюме составляет ¼ часть от текста оригинала.

5. Бегло прочитайте текст с охватом общего содержания (первое прочтение).

6. Прочитайте текст во второй раз. Попытайтесь понять главную цель автора: проинформировать, убедить, доказать, развлечь и т.п. Подчеркните основные мысли. Сделайте карандашом пометки на полях, чтобы подытожить главные мысли абзаца в нескольких словах.

7. Обратите внимание, сколько места выделяет автор тому или иному вопросу. Если одному вопросу выделяется 2 страницы, а другому – 2 абзаца, это значит, что автор придает большее значение первому вопросу. Это следует учитывать при составлении резюме.

8. Напишите черновик своего резюме, назвав автора и его книгу или статью, а также издание, в котором она опубликована. Если говорится о книге, следует сказать несколько слов и об авторе.

9. Основное содержание резюме включает главные пункты статьи или книги, и если позволяет пространство, также некоторые примеры и факты, доказывающие эти идеи. Заключение статьи должно совпадать с заключением вашего резюме.

10. Опустите второстепенные детали.

11. Если вы хотите передать дух статьи или книги, включите цитату: полную или сокращенную.

12. Все резюме пишется в одном времени. В английском языке времена группы Present обычно используются для резюмирования произведения литературы, группы Past - для описания биографических или исторических событий.

13. Резюме можно еще больше сократить, но не в ущерб логике изложения и ясности языка.

Как написать аннотацию?

Аннотация – это краткая характеристика работы, содержащая перечень основных вопросов. Аннотации могут быть по объему от 50 до 400 слов в зависимости от сложности материала и требований конкретного издания. В структуру аннотации входят: актуальность, постановка проблемы, пути решения, результаты и выводы.

Как написать рецензию?

Рецензия – это письменный анализ статьи ли книги. Алгоритм рецензирования состоит в следующем:

  1. Прочитайте текст с охватом общего содержания.
  2. Прочитайте еще раз и выделите главные идеи, которые вы хотели бы проанализировать.
  3. Выделите свой главный тезис, который согласуется или не согласуется с главной идеей автора. (Тезис это логическое суждение, которое требует доказательств).
  4. Аргументируйте свой тезис. (Аргумент – это мысль, предназначенная для доказательства тезиса).
  5. Демонстрация, в отличие от тезиса, не является ни отдельным суждением, ни их суммой). Это – логическая связь суждений, приводящая к определенным выводам.
  6. Каждый абзац может содержать свою главную идею (предложение), которое вы отстаиваете. В качестве аргументов можно использовать факты, примеры из собственной жизни, ссылки на авторитеты.
  7. В каждом абзаце вы соглашаетесь или не соглашаетесь с автором.
  8. Заключительный абзац – это демонстрация ваших собственных выводов

Как написать сочинение?

Методы организации состоят в следующем:

1. Текст четко структурируется на абзацы.

2. В вводном абзаце дается главный тезис, который необходимо доказать.

3. Абзацы основного содержания развивают главный тезис.

4. Заключение подтверждает или опровергает тезис, заявленный в начале, но другими словами и коротко.

5. Между абзацами часто используются слова-связки.

6. В главном предложении абзаца высказывается главная мысль.

7. Главное предложение абзаца может находиться в любой его части.

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ

На этой лекции вы узнаете:

· Что такое письмо

· О письме как цели и средстве обучения

· Каковы требования в области письма примерной программы нового Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на ИЯ начального общего образования, среднего общего образования, полного общего образования* и профильного образования**, а также требования Европейского стандарта

· О письме как виде речевой деятельности и его особенностях

· О письме как умении. Навыки групп А и Б. Запись

· О письме как процессе

· О письме как продукте

· О подходах к обучению письму

· О письме как средстве контроля знаний, умений и навыков

· О специфике обучения письму на профильном уровне

* В процессе разработки

** В процессе разработки

Что такое письмо?

В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. В языкознании – это система знаков, присущих тому или иному языку с целью кодирования информации для осуществления общения. В методике под письмом понимается овладение графической и орфографической системами ИЯ для фиксации языкового и речевого материал в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в устной речи и общении.

На протяжении всей истории роль письма как отдельного вида речевой деятельности не признавалась. В автономии письму отказывали такие известные ученые как Бодуэн де Куртэнэ и Фердинанд де Соссюр. Г.В. Беляев (1965) даже назвал письменную речь не чем иным как «фиксированную особым образом устную речь». М.В. Ляховицкий и А.А. Миролюбов (1982) указывали, что письмо и письменная речь в силу их меньшей распространенности должны выступать лишь средством обучения ИЯ. За все это Е.И. Пассов назвал письмо «Золушкой методики», и в настоящее время все больше методистов считают, что письменная речь должна занять более достойное место в процессе обучения ИЯ.

Цели обучения письму

Современные методисты, однако, считают, что обучение письменной речи нельзя считать задачей в условиях школы, но, главным образом, средством обучения чтению и говорению . Что касается письма как цели, то единственной целью, с точки зрения коммуникативного подхода, является развитие умения фиксировать собственную речь в коммуникативных целях.

Образовательные стандарты

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения начального общего образования в области чтения выпускники начальной школы ДОЛЖНЫ :

· овладеть техникой письма;

· писать с опорой на образец поздравление с праздником и короткое личное письмо.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения основного общего образования (5-9 классы) в области письма выпускники основной школы ДОЛЖНЫ:

· заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения полного общего образования (10-11 классы) в области письма выпускники основной школы ДОЛЖНЫ : ???

По новым ФГОС – в процессе разработки

На профильном уровне это также умение «писать тезисы, рефераты, обзоры прочитанного/ прослушанного/просмотренного/, использовать письменную речь на ИЯ в ходе проектно-исследовательской работы», в том числе в русле выбранного профиля. Это также развитие профильно-ориентированных умений письменного перевода.

По новым ФГОС - в процессе разработки

Уровень выживания европейского стандарта А1 – это умение написать короткую почтовую открытку и заполнить формуляр в гостинице, уровень совершенства С3 – это умение писать сложные письма, отчеты, статьи; письменное изложение содержания и критики профессиональных или художественных литературных произведений.

Письмо как вид речевой деятельности

Письмо как вид речевой деятельности основано на умении писать. В него входят 4 группы навыков:

1) навыки начертания знаков письма (т.к. каллиграфия);

2) навыки правильного перекодирования звуков речи в адекватные графические знаки речи (т.е. орфография);

3) навыки построения письменного высказывания (т.е. композиция);

4) лексические и грамматические навыки письма.

Навыки первой и второй групп называются техникой письма (навыки группы А), а навыки третьей и четвертой групп – это продуктивная письменная речь с присущими ей особенностями: полнота, логическая развернутость, лексическое разнообразие, грамматическая нормативность.

Оба уровня можно использовать в качестве цели и средства обучения.

Между уровнями А и Б нет четкой границы, разделение носит методический характер с целью ответа на вопрос: чему учить?

Между ними промежуточное положение занимает запись . Это - подготовительный этап перед обучением письменной речи, и на этом этапе запись выступает как цель и средство обучения. Это – этап последовательного развития умений делать записи идей, ключевых предложений, всевозможных трансформаций текстов к написанию собственных речевых произведений - сочинений и т.п.

Письмо как процесс

Важным является понимание письма как процесса , потому что от этого, в свою очередь, зависит понимание того, чему, как и когда учить. Длительное время в школе начинали обучение, следуя принципу устной основы. При этом при переходе к письму учащиеся испытывали серьезные затруднения.

Л.С. Выготский считал, что если «внешняя речь стоит в развитии перед внутренней, то письменная речь, то письменная речь стоит после внутренней, предполагая ее наличие».

Внешняя речь состоит из четырех компонентов: слухового, речедвигательного, зрительного и моторно-графического. Зависимость внутренней речи от внешней такова: речедвигательный компонент появляется в результате говорения, зрительный – в результате чтения, моторно-графический – в результате работы руки. Все компоненты тесно между собой связаны, и выпадение хотя бы одного из них сказывается на качестве внешней речи, а значит и внутренней. Поэтому учить надо параллельно всем четырем видам речевой деятельности.

Письмо как продукт

Письмо как продукт – это графическая система (графика и орфография) и сам процесс и результат выражения мыслей в графической форме: личное и деловое письмо, биография, резюме, эссе и т.п..

Подходы к обучению письму

1. Директивный (формально-языковой подход). В ходе овладения языком письмо служит средством формирования навыков и контроля достижения в других видах речевой деятельности.

Цель обучения в основном направлена на достижение языковой корректности написанного, содержательная часть письма - на втором месте. Типичные упражнения носят рецептивно-репродуктивный характер:

  • спишите текст, вставляя буквы (слова), раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания;
  • выпишите из текста слова (предложения);
  • составьте и запишите предложения со словами;
  • диктант;
  • составьте из двух простых предложений одно сложное с помощью союзов.

Данный подход эффективен: на начальном этапе обучения ИЯ, при обучении младших школьников, которые только начинают овладевать навыками и умениями в письменной речи; параллельно с другими подходами.

Возможны следующие формы проверки письменных работ на уроках ИЯ:

· преподаватель подчеркивает ошибки и просит учеников самостоятельно их исправить;

· преподаватель пишет количество ошибок, а ученики сами их находят, классифицируют (грамматические, лексические, орфографические) и вспоминают правила;

· с помощью «ключа» ученики сами исправляют ошибки, классифицируют их и вспоминают правила.

Например, в диктанте, работа оценивается на «удовлетворительно», если правильно выполнены 60% заданий, на «отлично», если 100% заданий.

В состав современных УМК входят рабочие тетради, которые позволяют использовать письмо как средство контроля и самоконтроля за процессом обучения.

2. Лингвистический (формально-структурный) подход. Основной признак: жесткое управление с помощью большого количества рецептивно-репродуктивных упражнений.

Целью обучения является продукция текстов на основе образцов. Через анализ изучаются признаки хорошего текста, затем пишутся собственные.

Такие тексты оцениваются по следующим критериям:

2) формальная сторона: соблюдение норм грамматики, орфографии, пунктуации.

Основным критерием при оценке письменных работ на ИЯ является решение коммуникативных задач. За каждую из коммуникативных задач (высказать свое мнение, согласиться и т.п.) ставится 2 балла. За правильное, соответствующее нормам данной культуры – 1 балл, за стилистическое оформление текста: вариативность и соответствие используемых лексических единиц и синтаксических структур – 1 балл.

Баллы за языковую корректность оцениваются и вычитаются из общей суммы набранных баллов. Например, за каждую грамматическую и лексическую ошибку - 0,5 балла; за каждую орфографическую и пунктуационную ошибку – 0, 25 балла. Расчет ведется от максимально возможного количества баллов.

Критерии оценки и количество баллов – результат договора между учителем и учениками.

Термин письмо имеет несколько значений. Во-первых, это сам процесс создания письменного высказывания (синоним «написание»). Во-вторых, это система графических знаков, употребляемых для написания (синоним «письменность»). В-третьих, это один из письменных жанров, бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения определенной информации. В этом параграфе рассмотрим письмо в первом значении этого слова. Итак, письмо (написание) - это продуктивный вид речевой деятельности, направленный на создание письменного высказывания.

Письменная речь во многом отличается от другого продуктивного вида речевой деятельности - говорения. Своеобразие письменной речи уже было рассмотрено нами выше. Напомним лишь некоторые особенности. В письменном тексте находят воплощение более сложные формы мышления, отражаемые в более сложных языковых формах. Письменный текст требует обдумывания. Он подчиняется более строгим правилам лексического и грамматического отбора. Наконец, он оказывается зафиксированным. К письменному тексту возможен возврат и при необходимости переработка его автором.

В определенных случаях письмо тесно соприкасается с другими видами речевой деятельности: слушанием и чтением. Выделяются слушание-письмо, когда человек слушает и пишет, па- пример, план, тезисы, конспекты лекций и т.п. и чтение-письмо, когда человек читает и пишет. Например, аннотации, рефераты, конспекты книг и т.п.

Как же происходит процесс письма? Каковы его механизмы и структура?

Существует три механизма письма:

  • 1) механизм осмысления, т.е. установление смысловых связей между понятиями, между членами предложения и т.д., выстраивание логики событий, процессов, рассуждений;
  • 2) механизм упреждающего синтеза, который заключается в следующем: пишущий, во-первых, проговаривает каждое слово, которое собирается написать, во внутренней речи, во-вторых, «предвидит» последующие слова и формы связи между ними, в-третьих, представляет раскрытие замысла всего высказывания в целом;
  • 3) механизм памяти, т.е. постоянное удерживание в памяти предмета высказывания, основной мысли во время записи отдельных слов и предложений.

Как и все виды речевой деятельности, письмо имеет следующую структуру:

  • 1. Этап предварительной ориентировки. На этом этапе пишущий определяет, с какой целью, кому и что он будет писать.
  • 2. Планирование деятельности. На этом этапе пишущий планирует не только содержание, но и форму своей речи. Он часто пользуется долгосрочным планированием своей речи: при этом он может подобрать наиболее точные выразительные языковые средства.
  • 3. Осуществление деятельности, т.е. самого процесса письма. В условиях письменной формы общения отсутствует непосредственный адресат и промежуточная обратная связь. Часто пишущий должен сначала ввести будущего читателя в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения, иначе он может быть неверно понят.

Контроль деятельности. Перечитывая написанное, пишущий проверяет, насколько адекватно использованная форма передает замысел речи.

Существует несколько классификаций письма (написания). В основе первой, самой простой, классификации лежит степень готовности текста для прочтения. По этому признаку различаются черновая запись, в которой часто используется сокращенное написание, и запись набело, где употребляется, как правило, только полное написание.

Следующая классификация основывается на адресованно - сти письменного текста. Исходя из этого, выделяются два вида: некоммуникативное и коммуникативное написание.

Некоммуникативное написание - это письмо для собственной тренировки, когда текст не имеет адреса и не служит средством общения (отрабатываются, например, орфографические и пунктуационные нормы и т.п.).

Коммуникативное написание - это написание, посредством которого передается определенная информация для адресата, для будущего читателя. Чаще всего она предназначается для других людей, однако иногда автор письменного текста и его адресат - одно и то же лицо (составление и дальнейшее использование конспекта лекций, написание дневника и т.д.).

Третий признак деления - цели написания. По этому признаку выделяют:

  • а) написания для сообщения информации: смысловой (как правило, такая информация является основной в деловых, официальных бумагах) и эмоциональной (она может быть основной только в письмах к близким людям);
  • б) написания для побуждения к действию (это цель письменных инструкций, реклам и т.д.);
  • в) написания для поиска истины (эта цель присутствует, например, в журнальной или газетной полемике, в письмах- запросах и т.п.);
  • г) написания для определения норм нашего поведения в обществе (законы, постановления, распоряжения и т.п.).

Письмо как вид речевой деятельности классифицируется также с точки зрения:

  • 1) способа написания (учитываются графические знаки - печатные и письменные буквы, стенографические условные знаки);
  • 2) тщательности написания (различают каллиграфию и скоропись);
  • 3) степени готовности текста для прочтения (черновая запись и ее беловая обработка).

Помимо указанных выше, выделяются и другие разновидности письма. М.Р. Львов, например, отмечает, что письменная речь различается по стилям: разговорный и письменно-книжные. Рассмотрим более подробно книжные стили речи, так как основной формой их существования является именно письменная речь, в противовес разговорному стилю, который проявляется прежде всего в устной форме. В русском языке три книжных стиля: официально-деловой, научный и публицистический. Помимо общих черт, каждый из них обладает своеобразием. Давайте выясним функции этих стилей, их стилеобразующие черты и языковые особенности.