Урок чтения. Внеклассное чтение. Чтение 2 класс. Проверка чтения. Внеклассно?е чтение. Открытая книга. Тест по литературному чтению. Литературное чтение Урок 4. Урок чтения в 4 классе. Литературное чтение «Школа 2100». Урок чтения 2 класс. «Чтение – вот лучшее учение. «Чтение графиков. Игры на литературном чтении. Обобщающий урок по чтению.

Литературное чтение Урок 3. Успешное чтение. Урок чтения в 7 классе. Для чтения взрослыми детям. Душа открыта прекрасному. Национальная программа поддержки и развития чтения. Урок внеклассного чтения 1 класс. Урок чтения в 5 классе. Чтение в современной школе. Проблемы детского чтения. Родителям о детском чтении. Открытый урок ЧТЕНИЯ.

Урок литературного чтения во 2-м классе. Презентация по литературному чтению 4 класс. Чтение – вот лучшее учение. Как приучить ребенка к чтению. Тренинги по чтению. Урок литературного чтения «Родина. Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе. Тест по литературному чтению 4 класс. Урок литературного чтения 2 «г» класса.

Церковнославянское чтение. Мониторинг техники чтения. Как приобщить детей к чтению. Привитие интереса к чтению. "Чтение-вот лучшее учение. Начальная школа ХХI века. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Урок 7. Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка.

Урок литературного чтения 4 класс Литературные сказки. Урок внеклассного чтения в 6 классе. Литературное чтение Урок 10. Литературное чтение, учебник В.Ю.Свиридовой. Всероссийские юношеские чтения им. Ступеньки чтения. Чистоговорки на уроках литературного чтения. Гимназические чтения.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Гаврилова Оксана Вячеславовна

Устное народное творчество. Фольклор. Фольклор - народное творчество совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта англ. folk – народ, lore – мудрость, знание

Малые жанры фольклора – небольшие по размеру фольклорные произведения. Колыбельная песня Пестушка Потешка Прибаутка Закличка Приговорка Считалка Скороговорка Загадка

Колыбельная песня - Представляется будущее младенца; ребенку обещают счастье и богатство; навевают ребенку крепкий спокойный сон; пение зависит от покачивания колыбели, от ее ритмического движения. Спи, посыпай, Боронить поспевай. Мы те шапочку купим, Зипун сошьем, Зипун сошьем, Боронить сошлем В чистые поля, В зеленые луга. песня, которой убаюкивают ребенка.

Пестушка – Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Ножки, ножки, Бегите по дорожке, Нарвите горошку. короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.

Потешка – Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них – «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока». Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку. Кого били? Машку. песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка.

Прибаутка – Прибаутки – это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Сова, совинька, сова, Большая голова, На кол сидела, в стороны глядела, Головой вертела. стихотворение, похожее на короткую сказку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку.

Закличка - - Весна красна! На чем пришла? На сошечке, на бороночке! На овсяном снопочку, На ржаном колосочку! Иди, дождик, дождичек, Пробуравь землицу, Дай нам водицу! короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла.

Приговорка – От воды, залившейся в уши, избавляются прыгая и произнося приговорку. Во время купания ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить. Мышка, мышка, На тебе зуб костяной, А мне стальной. коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным.

Считалка – Считалки-числовики: Раз, два, три, четыре, пять – Собралась ведьма умирать; Черти-то звонят, Ведьмушку хоронят. Считалки-заменки. Плыла пена Из-за морья. Стали пену белу Колотити Да и спрашивати: Кто возьмени? Кто возьмени? Заумные считалки. Чирики, микирики, По кусту, по насту, По слову кабасту, Жучик, рючик, Хруп, дуб, Иванов зуб. короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит.

Скороговорка - Шли сорок мышей, Несли сорок грошей; Две мыши поплоше Несли по два гроша. От топота копыт Пыль по полю летит. Ехал грека через реку, Видит грека – в реке рак. Сунул грека руку в реку, Рак за рук грека цап. стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла. 2. Русская барыня в платке расписном имеет много детишек. Загадка – Придумывать загадки – это значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки – это значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление. выражение, которое нуждается в разгадке.

«Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.» А.М. Горький


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (презентация) 3 класс "Иван-Царевич и Серый волк"

На данном уроке учащиеся закрепляют умение характеризовать литературные сказки, высказывать своё мнение о героях и их поступках. Красочная презентация поможет обобщить знания детей о сказках....

Контрольная работа по литературному чтению (презентация)

В презентации представлена контрольная работа для 4 класса по литературному чтению "Освоение космоса". Учащиеся должны сначала прочитать текст, а затем выполнить 22 тестовых задания. Вложены инструкци...

Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация для учащихся коррекционых школ, детей с ОВЗ....





















Slide_image" src="https://ppt4web.ru/images/288/19364/640/img21.jpg" alt="ПРОГРАММА «Вдумчивое чтение» Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Вдумчивое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного планаориентированы на совершенствование всех вид…" title="ПРОГРАММА «Вдумчивое чтение» Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Вдумчивое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного планаориентированы на совершенствование всех вид…">





1 из 26

Презентация на тему: Литературное чтение

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Примерная основная образовательная программа (ООП) ФГОС второго поколения Основная образовательная программа, утвержденная ФГОС, разрабатывается на федеральном уровне и служит основой для разработки основной образовательной программы школы. Примерная основная образовательная программа носит рекомендательный характер. Во ФГОС закреплены:обязательные предметные областиосновные задачи реализации содержания предметных областейобщее количество учебных занятий за 4 учебных года (оно не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов)Все остальные вопросы: разработка основной образовательной программы ОУ, разработка учебного плана школы, разработка формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы,определяет образовательное учреждение.

№ слайда 3

Описание слайда:

Примерная (базисная) программа по литературному чтению Реализация государственного стандарта по литературному чтению не вызовет особых трудностей в массовой школе, так как в нем учитывались основные традиционные подходы к содержанию литературного образования младших школьников.Примерная (базисная) программа не является рабочей, то есть не может использоваться в практической деятельности учителя, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.Программа служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ.Учитель вправе выбрать любую программу обучения, любые учебники и дидактические материалы, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки РФ. Учитель может сам стать автором программы, в этом случае целесообразно познакомиться с Примерной программой по литературному чтению, которая определяет возможные пути раскрытия требований стандарта.

№ слайда 4

Описание слайда:

Примерная (базисная) программа включает три раздела Пояснительную запискуСодержание курса «Литературное чтение»Тематическое планированиеРаздел «Пояснительная записка»характеризует цели, назначение и место литературного чтения как учебного предмета в системе начального образованияраскрывает структуру Программы по литературному чтениюдает краткую характеристику основных разделов курса (по содержательным линиям).

№ слайда 5

Описание слайда:

Раздел «Содержание курса «Литературного чтения» Определяет примерный базисный объем знаний по следующим разделам: виды речевой и читательской деятельности,круг детского чтения,литературоведческая пропедевтика,творческая деятельность учащихся.Раздел «Тематическое планирование» Представлено три варианта планирования с примерным распределением учебных часов по разделам курса.первый вариант ориентирован на обучение в школе с русским (родным) языком обучения, (4 ч в неделю, 136 ч в год):второй вариант – с родным (нерусским) языком обучения, (3 ч в неделю, 102 ч в год, со 2 класса)третий вариант* – с расширенным литературоведческим компонентом (4 ч в неделю, 136 ч в год)* – Красным цветом выделены внесенные в новый стандарт изменения по сравнению с действующим стандартом

№ слайда 6

Описание слайда:

Общая характеристика учебного предмета в «Пояснительной записке» «Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

№ слайда 7

Описание слайда:

Цели изучения литературного чтения Стандарт 2005 годаовладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников;формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Стандарт 2009 годаОвладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; умение работать с разными видами информации.развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

№ слайда 8

Описание слайда:

Цели изучения литературного чтения Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.Читательская компетентность определяется:владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (надпредметных) умений, навыков, способов деятельности.

№ слайда 9

Описание слайда:

Задачи курса «Литературное чтения» 1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.Результат: при освоении предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.Формирование, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. Результат: школьники умеют работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, самостоятельно находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях; умеют участвовать в диалоге, строить монологические высказывания.3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.Результат: учащиеся учатся понимать художественное произведение как особый вид искусства; у них формируется умение определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка).4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.Результат: в процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.

№ слайда 10

Описание слайда:

Основные разделы «Содержания курса» Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение (чтение вслух, чтение про себя)работа с разными видами текстабиблиографическая культураработа с текстом художественного произведенияработа с учебными и научно-популярными текстамиговорение (культура речевого общения)письмо (культура письменной речи)Раздел «Круг детского чтения» определяет принципы отбора содержания чтения младшего школьника:Произведения устного народного творчества (фольклора)Произведения классиков отечественной литературы ХIХ–ХХ вв.Произведения классиков детской литературыПроизведения современной отечественной литературыПроизведения зарубежной литературыЖанровое многообразие (историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, энциклопедическая литература, детская периодика)Тематическое многообразие: произведения о Родине, о природе, детях, животных, о добре и зле.

№ слайда 11

Описание слайда:

Основные разделы «Содержания курса» Раздел «Литературоведческая пропедевтика»* содержит круг литературоведческих понятий для их практического освоения обучаемыми:средства выразительности: синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболылитературоведческие понятия: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор, рассказчик, сюжет, тема, геройвиды высказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог, диалог)прозаическая и стихотворная речь: ритм, рифмафольклор и авторские произведения (различение)малые фольклорные формы: колыбельные, песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки (узнавание, различение, определение смысла)сказки (о животных, бытовые, волшебные). Литературная сказкажанры: рассказ, стихотворение, басня (общее представление, особенности построения, выразительные средства)

№ слайда 12

Описание слайда:

Основные разделы «Содержания курса» Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» описывает опыт творческой деятельности учащихся, который воплощается в интерпретации текста литературного произведения:чтение по ролям, инсценирование,драматизация, устное словесное рисование, знакомство с разными способами работы с деформированным текстом,изложение с элементами сочинения,создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии),создание собственного текста на основе репродукций картин художников,создание собственного текста на основе личного опыта.

№ слайда 13

Описание слайда:

Результаты обучения по предмету «Литературное чтение»(//Требования к уровню подготовкиоканчивающих начальную школу) В результате обучения в начальной школе будет достигнут необходимый уровень литературного развития учащихся, который характеризуется как умения:осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение чтения для формирования собственной культуры,работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и нравственной сущности,применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст,осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах,работать со справочно-энциклопедическими изданиями.

№ слайда 14

Описание слайда:

Ожидаемые итоговые тематическиерезультаты обучения* * – На материале «Технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы». Планируемые результаты освоения программ начального образования построены на основе Требований стандарта.Состав содержания образования определяется не только традиционной «ЗУНовской» составляющей, но и дополняется «деятельностной» составляющей.Описание тематических результатов по отдельным предметам ведется по основным сквозным дидактическим линиям. Для курса «Литературное чтение» это – Читательская компетенция:техника и навыки чтения,круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними.

№ слайда 15

Описание слайда:

Ожидаемые итоговые тематические результаты обучения Выпускники начнут:самостоятельно, уверенно и бегло читать разнообразную художественную и иную литературу, выбирать книги, соответствующие своим пристрастиям, уровню читательской компетенции и определенной цели,распознавать и различать некоторые литературные стили и жанры,выбирать стратегии чтения, адекватные особенностям текста и цели чтения,будут способны обсудить прочитанное, анализировать характерные детали портрета героев художественных произведений и детали сюжета,будут ежедневно и в течение длительного времени читать в школе и дома как для того, чтобы получить удовольствие, так и для того, чтобы извлечь информацию,начнут самостоятельно пользоваться справочниками, словарями, использовать информационные технологии.

№ слайда 16

Описание слайда:

Ожидаемые итоговые тематические результаты обучения Таким образом, Новый стандарт нацеливает учителя на необходимость усиления внимания к решению новой важной задачи – формированию читательской самостоятельности. Младшие школьники должны понимать, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Это становится основой для развития читательских умений – выбрать книгу, определить ее тему по иллюстрациям или аннотации, пользоваться оглавлением и т.п.

№ слайда 17

Описание слайда:

Образцы учебной деятельности школьников чтение вслух и «про себя»;формы чтения: чтение в парах, группах, фронтальное чтение в классе: коллективное и совместное чтение; хоровое и индивидуальное чтение, продолжение чтения;виды чтения: просмотровое (ознакомительное), поисковое, выборочное чтение, детальное прочтение, перечитывание;эмоциональный отклик на прочитанное;обсуждение прочитанного;составление планов, схем, закладки и выписки, цитаты;пересказ (полный, сжатый, выборочный);вопросы и ответы по прочитанному;коллективная драматизация художественных произведений;реконструкция текста произведения; «досказывание» и «дописывание» игры с исполнением / сменой ролей: создателя (поэта, писателя, ученого и т.д.) исполнителя – слушателя или зрителя; работа с текстом: с его структурой и композицией (планы и ключевые слова, схемы), с содержанием и описанием персонажей (ключевые мысли и идеи, детали описания, цитаты), с языковыми средствами (средства выразительности);создание собственных высказываний и текстов на основе прочитанного (изложение, пересказ; отклики, отзывы и оценки, аннотации; аналоги и реконструкция);коллективное и групповое обсуждение собственных творческих замыслов и работ;обсуждение порядка действий при поиске и выборе информации, книги, при подготовке к выступлению, при разучивании наизусть; составление памяток и алгоритмов.

№ слайда 18

Описание слайда:

Примеры проверочных заданий Прочитайте вслух. Назовите героев этого произведения. Расскажите, что с ними произошло.Прочитайте про себя текст. Ответьте на вопросы.Найдите среди предложенных учителем книг знакомую Вам сказку. Назовите ее и прочтите из нее небольшой отрывок по своему выбору. Чем заканчивается эта сказка?Расскажите свою любимую сказку. Чем она Вам нравится?Назовите несколько стихотворений, которые Вы можете прочитать наизусть, не забудьте назвать их авторов. Прочтите одно из них.Прочитайте наизусть Ваше любимое стихотворение А.С.Пушкина.Назовите несколько произведений, которые Вы прочитали. Назовите их авторов.Назовите своего любимого книжного героя. Хотите ли Вы быть на него похожим?Прочитайте и перескажите русскую народную сказку, пользуясь иллюстрациями к этой сказке.Прочитайте рассказ. Перескажите его по плану.Рассмотрите предложенные учителем книги. Отберите среди них справочную литературу.Рассмотрите журнал “Свирель”. О чем можно узнать, прочитав этот журнал?Помогите товарищу выбрать книгу с веселыми рассказами среди лежащих перед вами книг.Найдите в учебнике вопросы и задания к теме “Человек и природа”.Найдите в этимологическом словаре значение выражения бить баклуши.

№ слайда 19

Описание слайда:

Рекомендуемые критерии оценивания индивидуальный прогресс в совершенствовании способов чтения (послоговое, плавное послоговое, целыми словами, плавное слитное);индивидуальный прогресс в выразительности чтения (интонирование, тембр и громкость, эмоциональная окраска);индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;ориентация в круге чтения;интерес к чтению художественной и нехудожественной литературы, расширение списка прочитанного;индивидуальные предпочтения в круге чтения.

№ слайда 20

Описание слайда:

«Художественно-эстетическое направление» Вариативной части базисного учебного плана Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана может быть использована для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель, ОУ.На «Художественно-эстетическое направление» внеурочной деятельности отводится по 2 часа в неделю.Часы, отводимые на внеурочную деятельность, проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад и т.д. Исходя из данных положений предлагаем рассмотреть УМК и Программу по внеклассному чтению «Вдумчивое чтение». Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать как более глубокому изучение предмета «Литературное чтение» инвариантной части Базисного учебного плана, так и эффективному формированию читательской компетенции, рассматриваемой в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе.

№ слайда 21 https://ppt4web.ru/images/288/19364/310/img21.jpg" alt="ПРОГРАММА «Вдумчивое чтение» Содержание, задачи, формы работы, описанные в Прогр" title="ПРОГРАММА «Вдумчивое чтение» Содержание, задачи, формы работы, описанные в Прогр">

Описание слайда:

ПРОГРАММА «Вдумчивое чтение» Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Вдумчивое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного планаориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа),способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с отечественной и зарубежной детской литературой, развивают нравственные и эстетические чувств младшего школьника Программа разрабатывалась на основе анализа программ и учебных хрестоматий по литературному чтению в так называемых «традиционных» педагогических системах, рекомендованных Министерством образования и науки РФПрограмма «Вдумчивое чтение» прошла 4-хлетнюю апробацию в школах Екатеринбурга, Новоуральска Свердловской области, Озерска Челябинской области и получил одобрение учителей-практиков.

№ слайда 23

Описание слайда:

ПРОГРАММА «Вдумчивое чтение» Цель программы – организация самостоятельного чтения младших школьников дома и на уроках внеклассного чтенияЗадачи:Совершенствование навыка чтения, формирование читательской компетенции учащихсяразвитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами; формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения. развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Описание слайда:

Слайд 2

Цель:

Осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества. Стандарты второго поколения: Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Слайд 3

Задачи:

воспитание интеллигентной личности, образованного, творческого читателя и слушателя… заложить понимание образной природы искусства… развитие речи детей (задача общепредметная).

Слайд 4

Технология работы с текстом (2 класс)

Работа с текстом до чтения. Работа с текстом во время чтения. Работа с текстом после чтения.

Слайд 5

До чтения…

Цель – развитие такого читательского умения, как антиципация (предполагать, предвосхищать содержание по заглавию, иллюстрациям…)

Слайд 6

Во время чтения…

Цель – достижение понимания текста на уровне содержания. Самостоятельное чтение. Чтение вслух по предложениям или абзацам. Чтение фрагментов текста и их обсуждение. Словарная работа. Беседа по содержанию текста в целом.

Слайд 7

После чтения…

Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк» Проблемные вопросы, беседа. Разговор о личности писателя. Повторное обращение к заглавию, иллюстрациям. Выполнение творческих заданий.

Слайд 8

Работа синтетического характера

Составление плана. Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ. Графическое и словесное рисование. Работа над выразительным чтением. Драматизация. Составление диафильмов.

Слайд 9

Скороговорки

В силу своей функциональной особенности скороговорки целесообразно использовать для совершенствования артикуляционного аппарата, отработки дикции и скорости чтения. Формированию скорости чтения способствует троекратное, каждый раз все более быстрое чтение скороговорок. Обычно дети с удовольствием включаются в игры-соревнования, эстафеты, предполагающие быстрое и четкое произнесение скороговорок.

Слайд 10

Пословицы

При изучении пословиц наиболее приемлемо использование следующих методических приемов: классификация по тематике (со 2 класса); выбор из нескольких пословиц той, которая в наибольшей мере отражает основную мысль текста (со 2 класса); иллюстрирование пословиц примерами из жизни и из книг (3-4 классы); сочинение рассказа (сказки, басни) в качестве подтверждения мысли, выраженной в пословице (4 класс).

Слайд 11

Сказки

Виды сказок: -русская народная (о животных, бытовая, волшебная) -сказка-притча -авторская (литературная сказка) Формы сказок: -прозаическая -стихотворная Композиция сказки: присказка, зачин, общие места, концовка.

Слайд 12

Особенности работы со сказками

в силу близости детям произведений этого жанра подготовка к восприятию может практически не проводиться; первичное восприятие лучше организовать в следующих формах(выразительное рассказывание учителем сказки, чтение учителем сказки, самостоятельное чтение сказки учащимися в классе или дома, комбинированное чтение) при анализе следует обратить внимание на специфику сказочной речи (повторы, традиционные эпитеты, устойчивые сказочные слова и выражения). Анализируются также композиционные особенности сказок: наличие зачина, концовки, троекратного повтора событий в основной части. В волшебных сказках выявляются наличие и особенности двух миров – реального и волшебного, анализируются особенности их обитателей. преимущественно диалогическая форма сказки предполагает возможность ее выразительного чтения по ролям и инсценирование.

Слайд 13

Мифы, библейские сказания и былины

Важно стремиться к тому, чтобы мифы, сказания и былины воспринимались детьми как выражение древнейших форм миропонимания, как литературно-историческое свидетельство того, каким видели мир люди на заре человечества. На всех этапах урока целесообразно строить работу так, чтобы мифы, былины и сказания не воспринимались как сказки.

Слайд 14

Варианты заданий для закрепления знаний

Анализ языкового материала. Создание образов (выборочное чтение, словесное рисование…) Сравнение текстов. (Разных былин, мифов, былин и сказок…) Исторические беседы. Пересказ, заучивание отрывков.

Слайд 15

Басни

Басня – аллегорический рассказ поучительного характера. Типичный порядок анализа басни: Анализ сюжетного слоя. Выявление главной мысли. Раскрытие аллегории. Анализ морали.

Слайд 16

Рассказы

Тематика: Рассказы о животных. Нравственно-юмористические рассказы. Нравственно-психологические. Нравственно-драматические. Героико-исторические.

Слайд 17

Драматургия

Особенности работы над текстом драматургического характера: 1. При организации первичного восприятия возможно заранее подготовленное инсценирование эпизодов. 2. Анализ драматургических особенностей текста. 3. При разборе содержания основное внимание уделяется характерам и взаимоотношениям действующих лиц, эмоциональному состоянию героев. 4. Ведущий вид работ – драматизация и экранизация. (Рекомендуется использование декораций и костюмов)

Слайд 18

Поэзия

В начальной школе изучается преимущественно лирическая (пейзажная, гражданская, философская) и юмористическая поэзия. Наиболее важные вопросы для обсуждения и аспекты работы: 1. Кого (что) изображает поэт в своем стихотворении? (Образы, картины) 2. Как изображает? (Приемы, средства выразительности) 3. Какие чувства вызывает у читателя это произведение и почему? Рекомендуется анализировать произведение по строфам. Нравственно-

Слайд 19

Недостатки чтения у учащихся

  • Слайд 20

    Упражнения для развития техники чтения:

    1. Чтение вслух. 2.Чтение про себя. 3. Чтение жужжащее. 4.Чтение хором. 5.Чтение в темпе скороговорки. 6.Чтение ”цепочкой”(по одному слову, предложению, абзацу). 7.Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах. 8.Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно. 9.”Очередь”. Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст. 10.”Буксир”: а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем. б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

    Слайд 21

    Упражнения для формирования навыка выразительного чтения:

    1.Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов. 2.Чтение труднопроизносимых слов(демократия, экскаватор, эскалатор) 3.Чтение скороговорок. 4.”Окончания”. Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30секунд. 5.Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении. 6.”На одном дыхании”. Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца. 7.Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений. 8.Чтение одного предложения с разной интонацией. 9.”Эхо”. Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.

    Слайд 22

    Упражнения для понимания смысла текста:

    1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения. 2.Озаглавливание текста. 3.Деление текста на части, составление плана. 4. Определение темы текста, главной мысли. 5.Определение типа текста. 6. Подбор иллюстрации к тексту. 7.По иллюстрации определить содержание текста. 8.Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа. 9. .Выборочное чтение. Найди в тексте описание героя, природы и др. 10.Работа по вопросам учителя, учебника или ученика. 11.Чтение для подготовки к пересказу.

    Слайд 23

    « Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученикам. Чем больше учитель будет сам учиться … тем легче будет учиться ученик.» Л.Н.Толстой

    Посмотреть все слайды