Не много предисловия.… Три года назад, был написан последний пост, вполне возможно другие были удалены в целях безопасности предприятия. Но видимо пришло время довести до всеобщего сведения, что за это время, после публикации, ничего не изменилось.
Здесь идиотизм.
Система оплаты очень интересная, как бы не старался человек заработать, больше установленного максимума он не получит. Остался сверхурочно, срежут премию, вышел в выходной день, срежут премию. Хваленый коллективный договор первой степени тут не работает. Хотя в нем написано, что зарплата у работников не лимитирована. Это наверное относится только к верхам. Скажем спасибо за это, товарищу Попову и Григорьеву. Вообще они веселые ребята, знают, как лишать людей денег и желания работать. Грамотные люди им не нужны, им надо платить, а вот не грамотные очень даже нужны, на них можно свалить все свои огрехи (мягко сказано). Очень странно, что завод что-то производит. Нормальной организации нет, закупки нужного инструмента нет. Зато есть надписи и номера на тумбочках и шкафах, что бы рабочий вдруг не забыл, что это его. Везде портреты В.В. Путина. Где он говорит, что надо делать 500 двигателей в год. Эх.… Знал бы В.В.Путин, что здесь на самом деле. По бумагам хорошо, а на деле все «…».
Если кто-то захочет сюда устроиться, шесть раз подумайте. Ведь есть негласная договоренность с другими предприятиями с Климова не брать. Если Вы сюда попали, то считайте, на Вас поставили «клеймо». Это проверено.
Уважаемые Госкорпорация «Ростех», если Вы действительно хотите знать всю правду о предприятии ОА Климов, приезжайте не по договоренности с руководством, что бы Вам организовали фуршет, а спонтанно, пообщайтесь с рабочими напрямую, с инженерами, технологами. Вам откроется новый неизведанный мир ОА Климов. Без присутствия руководящих должностей. А так же посетите ОА Климов на Лесной, там до сих пор работает списанное и проданное в утиль оборудование. Представьте предприятие, на котором нет возможности попасть на прием к исполнительному директору, его всячески оберегают нижестоящие «руководители», от прямой информации о предприятии. Тут самоуправство процветает. А если что-то не нравится, двери на выход открыты, ведь за ними целая очередь рабочих. Только не видно этих рабочих.
Написать можно многое и многих, об откатах и умалчивании растрат, о не компетенции руководства, об растратах на праздники, бани и девочек, но как говориться « кто по телефону правду скажет, надо смотреть». Ждем в гости Вас с нетерпением. Алкоголь не обещаем, но цирк Вы увидите.

АО «Климов» - один из ведущих российских разработчиков газотурбинных двигателей . Занимается разработкой, сопровождением серийного производства и сервисным обслуживанием двигателей для большинства вертолетов марки «Миль » и «Камов », реактивных двигателей для истребительной авиации. Входит в состав «Объединённой двигателестроительной корпорации » - 100 % специализированной дочерней компании ОАО «ОПК „Оборонпром “» по управлению двигателестроительными активами. Входит в состав госкорпорации «Ростех ».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Визитная карточка ОАО "Климов"

    ✪ Николай Кузнецов. Отложенный триумф. Часть I

    ✪ Юбилейная экспозиция Объединенной двигателестроительной корпорации на МФД-2018

    ✪ Специалисты будущего (ВПО) - Выпуск 1

    Субтитры

История

Предприятие ведет свою историю от образования в 1912 году в Санкт-Петербурге общества, которое носило название: «Французское общество автолюбителей Рено для России» .

Но только 20 октября 1914 года высочайшем разрешением Императора Николая II было принято решение об открытии завода Рено. К этому времени в полном разгаре была Первая Мировая война и приоритетом вновь образованного завода было производства техники для фронта. Первым был размещён военный заказ на моторы Renault 12F, которые устанавливались на автомобили и самолёты.

В Петрограде в начале 20-х гг. образовался ПОГАРЗ (Петроградский объединённый государственный авторемонтный завод), в который входили производственные помещения бывших кузовных мастерских «Иван Брейтигам», а также корпуса Петроградского филиала бывшего завода «Русский Рено». ПОГАРЗ вел капитальный ремонт автомобилей и, как следовало из рекламы 1923 г., изготовлял автомобильные двигатели .

После наступления Советской власти завод продолжил свою деятельность в прежнем направлении. В 1924 году заводом введена в эксплуатацию летающая лодка М-24 с двигателем Рено.

В 1929 году на заводе началось серийное производство запчастей к двигателям для тракторов «Фордзон-Путиловец», «Катерпиллер», «Джон Рид», «Интернационал».

В 1930 году завод занялся разработкой и серийным производством мотоциклов Л-300 , Л-500, Л-8 и С-1.

В 1931-1932 годах на заводе было организовано поточное производство 37-мм бронебойных снарядов.

В период 1932-1936 годов на заводе осуществлялось серийное производство узлов танков Т-26 , а также проводилась адаптация авиационных двигателей М-5 (Лицензионный вариант двигателя Liberty L-12) для установки их на танки БТ-2 и БТ-5 .

1 мая 1947 года В Москве над Красной площадью состоялся первый парад с участием реактивных самолётов, в котором участвовали истребители Як-15 с двигателями РД-10, разработки В. Я. Климова.

В 1951-1952 годах разработаны двигатели ВК-5, ВК-5Ф, ВК-7.

В 1951 году создан турбовинтовой двигатель ВК-2 для самолётов А. Н. Туполева и С. В. Ильюшина. 16 февраля 1952 года прошли первые испытания МиГ-17Ф с двигателем ВК-1Ф с форсажной камерой. 17 февраля 1952 года состоялся первый полет самолёта разведчика Ил-28 Р с двигателем ВК-5. 30 мая 1952 года - первый полет гидросамолёта Р-1.

В 1956 году разработан первый двухконтурный двигатель ВК-3 для высотного сверхзвукового истребителя И-ЗУ. В разработан первый двигатель с охлаждаемыми лопатками турбины ВК-13. В 60-е годы разрабатываются и производятся жидкостные реактивные двигатели для ракетных комплексов стратегического назначения, зенитных ракет, а также двигатели для орбитальных самолётных комплексов в рамках программы «Спираль».

В 1962 году разработан двигатель ГТД-350 и главный редуктор ВР-2 для вертолёта В-2.

В 1964 году разработан двигатель ТВ2-117 и главный редуктор ВР-8 для вертолёта В-8А. В том же, 1964 году двигатель ГТД-350 был установлен на железнодорожный ведущий вагон и судно на воздушной подушке.

В середине 90-х годов специалистами предприятия были созданы модификации этого двигателя РД-33Н, РД-93 и коробки самолётных агрегатов КСА-52, КСА-53, КСА-54 для однодвигательных зарубежных истребителей «Мираж F-1 » и «Супер 7».

В конце 90-х годов разработана уникальная конструкция сверхзвукового регулируемого реактивного сопла с отклоняемым вектором тяги (ОВТ) для двигателя РД-33.

В 1990-х - начале 2000-х годов одним из направлений работы завода является создание модульных энергоустановок на базе авиационных газотурбинных двигателей собственной разработки.

В 1997 году предприятие завершило работы по сертификации турбовинтового двигателя ТВ7-117С для пассажирского самолёта местных воздушных линий ИЛ-114. В 2000-2002 гг. создана модификация ТВ7-117СМ с электронным блоком автоматического регулирования и контроля (БАРК).

С 1998 года разработка и производство БАРК является отдельным и весьма значимым направлением деятельности предприятия. К настоящему времени создано 8 модификаций БАРК для силовых установок самолётов и вертолетов военного и гражданского назначения.

В 2001 году проведены государственные испытания турбовального двигателя ВК-2500 , который является дальнейшим развитием семейства двигателей ТВ3-117 и предназначен для установки на новые и модернизируемые вертолеты среднего класса предприятий «Миль» и «Камов».

С 2004 года предприятие ведёт комплекс работ над двигателем РД-33МК с увеличенной тягой. С 2006 года - принимает участие в разработке ТРДДФ пятого поколения, выполняет научно-исследовательские работы по созданию перспективных ВСУ и систем зажигания,

В декабре 2006 года предприятие сменило форму собственности и стало открытым акционерным обществом «Климов», 100 % акций которого принадлежит ОАО ОПК «Оборонпром».

Разработка и производство газотурбинных двигателей.

Контактные лица

Александр Иванович Ватагин - Исполнительный директор
Алексей Владимирович Григорьев - Генеральный конструктор
Денис Михайлович Ванеев - Директор по персоналу
Дмитрий Иванович Твердохлеб - Директор по экономике и финансам

Историческая справка:

Предприятие основано в 1914 году как акционерное общество "Русский Рено". Усилиями выдающихся отечественных конструкторов В.Я. Климова и С.П. Изотова создана уникальная конструкторская школа газотурбинного двигателестроения. Компания является разработчиком первого отечественного турбореактивного двигателя ВК-1, турбореактивного двигателя РД-33 для всемирно известного истребителя МиГ-29, турбовальных двигателей ТВ3-117/ВК-2500 и главных редукторов, установленных на 95% отечественных вертолетов. Специалистами предприятия созданы двигатель ГТД-1250 для знаменитого танка Т-80, энергоустановки, системы автоматического регулирования (САУ). В активе компании разработка и производство эстафетных факелов Московской Олимпиады 1980 года.

Прочее:

АО "Климов" входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации – 100% дочерней структуры ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" по управлению двигателестроительными активами.

Участие в объединениях

Корпорация "ОБОРОНПРОМ" - многопрофильная промышленно-инвестиционная группа в области машиностроении и высоких технологий. Входит в состав государственной корпорации "Ростехнологии" (Ростех). Корпорация основана в 2002 г. Продукция: вертолеты, авиационные двигатели, газоперекачивающие станции, комплексы ПВО.

Предприятий в группе: 19

Предприятий в группе: 9

Международная ассоциация "Союз авиационного двигателестроения" - добровольный союз изготовителей и потребителей высокотехничной продукции. В нее входят практически все крупнейшие фирмы мира по авиационным моторам, имеющие большой авторитет и владеющие высочайшим искусством создания, производства и эксплуатации сложнейших технических устройств, каким является авиадвигатель. Ассоциация является оптимальной структурой, координирующей выполнение требований, предъявляемых к авиадвигателям в течение всего жизненного цикла. АССАД - создана в феврале по инициативе 58 предприятий и организаций и зарегистрирована 31 мая 1991 года (свидетельство Московской регистрационной палаты 003.076). В рамках АССАД с нами работают 91 фирма различного профиля, представляющие Россию, Украину, Беларусь, США, Англию, Францию, Германию, Канаду и Швейцарию - научно-исследовательские, опытно-конструкторские, серийные, ремонтные государственные, акционерные и частные фирмы, занятые созданием, производством, ремонтом и сервисным обслуживанием авиационных двигателей и агрегатов к ним, вспомогательных силовых установок, приводов для газоперекачивающих и энергетических установок, утилизацией авиационных двигателей, а также большой номенклатурой товаров широкого спроса (двигателей для автомобилей, лодочных моторов, снегоходов, мотоблоков и мотокультиваторов и многих других товаров). Ассоциация тесно взаимодействует с Российским авиационно-космическим агентством, Министерством науки, промышленности и технологий РФ, МО (ВВС) РФ, Авиарегистром Межгосударственного авиационного Комитета.

Просто волосы встают дыбом (и не только на голове)когда вижу степень некомпетентности руководства оборонного предприятия ОАО "Климов" (производство авиационных двигателей г. С-Петербург), а если точнее - его директора по производству С.В.Курова (http://www.klimov.ru/about/structure/), который вообще не способен контролировать ситуацию. По всей видимости С.В.Куров в детстве в менеджера не наигрался и продолжает играть сейчас. Предприятие находится в стадии переезда на новую производственную площадку в Шувалово, где построен производственный комплекс и два девятиэтажных (!) административных здания. В производственный корпус со старой площадки привезли тяжёлый многотонный штамповочный станок (место которому давно на свалке) и установили рядом с новыми станками с ЧПУ, которые не терпят вибрации от штамповки. Рядом с теми же новейшими станками с ЧПУ поставили старые перекрашенные станки сухой шлифовки, которые создают неимоверное количество абразивной пыли и даже установленные новые пылеулавливатели на 100% от этой пыли не защитят. Операторы станков неделями(!) вынуждены ждать необходимого инструмента и оснастки, чтобы приступить к обработке деталей. Зато создан целый отдел по культуре производства бездельники из которого толпой ходят по машинному залу, отвлекают операторов от работы (хотя от качества работы операторов в будущем зависят жизни людей)и требуют убрать все тряпочки возле станков, инструмент и оснастку убрать в соответствующие ящички, а на ящички наклеить соответствующие бирки (типа чтоб красиво всё было). Так же по требованию этих клоунов и с одобрения Курова на пол вокруг станков наклеили синюю ленту (типа как в Европе с Японией), хотя сами не могут объяснить для чего в Гейропе и Японии так сделано (смотри ниже). Уровень управленческого идиотизма проявился также в том, что на старой площадке почистили и покрасили старые слесарные верстаки, привезли на новую площадку, а от туда...выкинули на свалку! Чувствуется армейский идиотизм - главное не результат, а процесс. По всей видимости С.В.Куров оборонное предприятие с армейской казармой перепутал. 22 ноября 2013г. предприятие посетил В.В.Путин (http://www.youtube.com/watch?v=47fZsKXOtKc), надо было видеть ту показуху, которую они (руководители предприятия) ему устроили. Исполнительный директор А.И.Ватагин заявил Путину что коллектив доволен (ну-ну...). Мне вовсе не хочется как-то очернять А.И.Ватагина, он действительно достойный человек, получивший в своё время звезду героя СССР, и возглавивший предприятие когда его по сути захватили рейдеры, по всей видимости он совсем не владеет информацией относительно того, что происходит на предприятии. А происходит там полная неразбериха, полная оторванность руководства от производственного процесса, управленческий штат раздут неимоверно - одних только директоров около десятка (плюс куча заместителей и секретуток). Руководство занято в основном показухой перед журналистами, раздачей взяток всяким проверяющим комиссиям (типа АР МАК), а так же ежедневными совещаниями. Между тем заработки у персонала, занятого непосредственно производством весьма скромные. Оператор 5-го разряда зарабатывает в чистом виде примерно 22000-28000 руб (Совсем не по европейски). По непроверенной информации руководство предприятия пробухало приличную сумму заводских денег на новогоднем корпоративе и теперь ищет любой повод чтобы лишить премии рядовых сотрудников. Для этого была введена ещё одна должность - директор по дисциплине. И это далеко не весь список управленческих подвигов. У опытных операторов отдавшие предприятию лучшие годы жизни просто опускаются руки, молодёжь видя весь этот бардак надолго не задерживается. Профессионалы, способные выполнять авиационные детали с микронной точностью на оборудовании с программным управлением, владеющие многолетним производственным опытом и навыками программирования нынешнему руководству не нужны. Зато начальника участка компрессоров И. Иванова (трамвайное хамло, быдло и карьерист, ни дня у станка не работавший и не умеющего читать техническую документацию) не так давно назначили начальником производства. Видимо, нужны как раз такие. Печально, очень печально...

Надеюсь, зам. председателя правительства РФ Рогозин Д.О. и Ген. прокурор В.Чайка увидят это сообщение и примут соответствующие меры.

Для справки: в Японии в производственных цехах действительно клеят специальную ленту вокруг станков по простой причине - для замещения человеческого труда там используют промышленных роботов, в том числе для мытья полов. Чтобы робот- уборщик не ударялся об препятствие (оборудование) пол вокруг станков оклеивают сигнальной лентой.

Прокуратура раскручивает двигатели. Против руководства ОАО "Климов" возбуждено уголовное дело

Александра Грицкова, Константин Лантратов

Как стало известно Ъ, прокуратура Санкт-Петербурга возбудила уголовное дело по факту злоупотребления руководством ОАО "Климов" (Санкт-Петербург), ведущего разработчика авиадвигателей, подконтрольного ФГУП "Российская самолетостроительная корпорация МиГ". Дело касается продажи в 2004 году десяти силовых установок для вертолетов. Глава Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров считает, что сложившаяся ситуация "создает серьезную угрозу для завершения процесса формирования" Объединенной авиастроительной корпорации, в которую "Климов" должен войти в составе РСК МиГ.

Уголовное дело по факту злоупотребления служебными полномочиями руководства ОАО "Климов" (ст. 201 УК РФ) прокуратура Санкт-Петербурга возбудила 6 марта. 20 марта его передали в Генпрокуратуру. Поводом для расследования стала, по мнению прокуратуры, "экономически необоснованная" для госпредприятия сделка, проведенная в конце 2004 года: "Климов" продал ЗАО "Инком" десять вертолетных двигателей якобы по заниженной цене. Затем, по данным следствия, ЗАО "Инком" перепродало двигатели, заработав на этом около 3 млн руб.

В сентябре 2004 года на заводе Климова сменилось руководство: гендиректором вместо Александра Боброва был назначен Александр Ватагин. Как заявили Ъ на предприятии, эти десять двигателей были проданы, чтобы погасить долги по зарплате. На тот момент суммарная задолженность предприятия составляла около 1 млрд руб. "Контракт с ЗАО "Инком" был заключен для предотвращения банкротства предприятия",– утверждают на заводе.

Разбираясь с проблемами предприятия, новое руководство ОАО "Климов" выявило злоупотребления, допущенные бывшим гендиректором. В апреле 2005 года главное следственное управление ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти предъявило Александру Боброву обвинение по ст. 159 УК РФ ("Мошенничество") за хищение имущества на сумму 20,3 млн руб. и покушение на хищение госимущества на сумму 180,3 млн руб. Кроме того, было возбуждено дело в отношении директора ЗАО "Карго-Экспресс" Олега Кузнецова – фирмы-посредника, работавшей с ОАО "Климов". По данным следствия, господин Бобров без согласования с РСК МиГ и Федеральным агентством по промышленности выпустил векселя завода на общую сумму более 200 млн руб., которыми расплатился с ЗАО за якобы поставленные комплектующие для двигателей, в результате чего образовалась "фиктивная задолженность" "Климова" перед ЗАО "Карго-Экспресс".

Возбуждение уголовного дела в отношении нового руководства ОАО "Климов" представители предприятия связывают со старой вексельной историей. Дело в том, что именно сейчас ЗАО "Карго-Экспресс" пытается через суд взыскать с ОАО "Климов" 234 млн руб., которые предприятие якобы осталось ему должно по векселям (сумма увеличилась с учетом штрафов и пени). В арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленобласти Ъ сообщили, что ЗАО подало иск к ОАО 22 февраля, то есть за несколько дней до возбуждения уголовного дела.

В ситуацию уже вмешалось руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в которую "Климов" должен войти в составе РСК МиГ. Президент ОАК Алексей Федоров 12 марта направил письмо генпрокурору РФ Юрию Чайке, в котором попросил провести проверку обоснованности возбуждения уголовного дела и претензий "Карго-Экспресс". Именно после этого Генпрокуратура и забрала уголовное дело из прокуратуры Санкт-Петербурга.

"Передача акций ОАО "Климов" в хозяйственное ведение ФГУП "РСК МиГ" должно обеспечить процесс акционирования корпорации МиГ и внесение до 1 апреля 2007 года ее акций в уставный капитал ОАК",– говорится в письме, направленном генпрокурору. При этом господин Федоров отмечает, что ситуация "создает серьезную угрозу завершению процесса формирования ОАК". По информации Ъ, в настоящее время с Росимуществом согласовывается новый график акционирования РСК МиГ, предусматривающий вхождение корпорации в ОАК уже не раньше 21 июня.

В ОАО "Климов" и РСК МиГ считают, что уголовное дело связано исключительно с деятельностью прежнего руководства завода и фирмы-посредника. "Все текущие события считаю последней попыткой руководителя ЗАО "Карго-Экспресс" уйти от ответственности за те действия, которые привели завод в плачевное состояние. Думаю, суд и Генпрокуратура поставят в этом деле точку",– заявил Ъ гендиректор ОАО "Климов" Александр Ватагин. "Руководство РСК МиГ надеется, что прокуратура во всем разберется",– говорит начальник управления по связям с общественностью корпорации Елена Федорова.

В самом ЗАО "Карго-Экспресс" от комментариев в связи с уголовным делом и судебными разбирательствами воздерживаются. Возможно, это связано с тем, что руководитель компании Олег Кузнецов находится за границей.

Впрочем, эксперты отмечают, что само по себе "Карго-Экспресс" не обладает достаточными административными и финансовыми ресурсами для того, чтобы провести такую атаку на крупное госпредприятие. "Вероятно, действия "Карго-Экспресс" вписаны в более широкую кампанию, которая ведется против завода Климова или против РСК МиГ",– считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Напомним, что в конце прошлого года стало известно об уголовном деле против первого замгендиректора РСК МиГ Сергея Цивилева, которого заподозрили в попытке продажи в Польшу партии не соответствующих условиям контракта запчастей к истребителям МиГ-29. Однако впоследствии Моспрокуратура сняла с него обвинения в мошенничестве в особо крупных размерах и подделке документов, сочтя, что они были предъявлены преждевременно.

Завод имени Климова

Завод имени Климова (Санкт-Петербург) – один из крупнейших разработчиков авиационных двигателей в РФ. Здесь были созданы моторы для большинства вертолетов марок "Ми" и "Ка", а также для самолетов семейств "МиГ" и "Ил". Завод также разработал двигатель для танка Т-80У, газотурбинные двигатели для морских судов, мобильные энергоустановки на их базе. В декабре 2006 года преобразован в ОАО "Климов". 5 марта 2007 года указом президента РФ ОАО "Климов" было полностью передано в хозяйственное ведение РСК МиГ в рамках формирования ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация".

© "Газета "Ваш тайный советник", 23.04.2007, "Климова" не сбить!

Как мелкая торгово-посредническая фирма пыталась разорить крупнейший завод по разработке авиадвигателей

Ирина Молчанова

Есть мнение, что только маленькие деньги зарабатываются с большим трудом. А миллионы приходят легко и ненатужно. Главное – знать «ходы», по которым можно накачать в свой карман зеленые бумажки. Слово «заработать» здесь так же неуместно, как такие понятия, как порядочность и честность. Для достижения этих целей идут в ход все средства. В пылу финансовых операций дельцы порой теряют всякое чувство реальности и в итоге попадают в свои же собственные сети.

Попытка разорения известного отечественного завода «Климов» некой торгово-посреднической фирмой «Карго-экспресс» – прекрасная иллюстрация оголтелости современных рейдеров.

«Тайному советнику» стали известны подробности этой удивительной истории. Схема, по которой пытались разорить крупнейшее предприятие, просто поражает своей беспринципностью...

Нападки на госпредприятие

Петербургский завод имени Климова известен во всем мире как ведущий разработчик авиадвигателей всех модификаций, в том числе для истребителей «МиГ» и «СУ». Пережив все потрясения переходного периода, побывав раз на грани банкротства, «Климов» все-таки сумел сохранить свое уникальное производство, аналогов которому нет на всем постсоветском пространстве. В последние три года завод словно обрел новую жизнь – сформирован обширный объем заказов, создана команда профессионалов, заработная плата увеличена на 50 процентов, объем выручки поднялся в 2,5 раза... Казалось бы, поводов для тревоги нет. Но спокойствие пришло на предприятие совсем недавно. После того как из поля зрения «Климова» ушла наконец мелкая торгово-пос-редническая фирма «Карго-экспресс», предпринимавшая все возможные попытки разорить крупнейшее предприятие. Сразу после того, как завод был преобразован в акционерное общество, принадлежащее государству, руководство «Карго-экспресс» резко активизировалось, предъявив предприятию финансовые претензии.

Сразу уточним, что 100 процентов акций ОАО «Климов» находятся в собственности государства, а само предприятие является правопреемником ФГУП «Завод имени В. Я. Климова». В таком контексте попытка разорения приобретает характер преступления не против какой-то частной компании, а против государственной собственности!

Но до недавнего времени этот очевидный факт пытались игнорировать – главным образом те силовые ведомства, от действий которых напрямую зависела дальнейшая судьба «Климова»...

Липовые векселя

Тяжелые времена начались для «Климова» в 2003 году, когда тогдашний директор завода Андрей Бобров заключил договор с фирмой «Карго-экспресс», возглавляемой Олегом Кузнецовым. По сути, этих два человека сконцентрировали в своих руках все денежные потоки предприятия. Да так «успешно», что на заводе (при полном отсутствии портфеля заказов!) образовалась огромная кредиторская задолженность. Естественно, что сразу начались проблемы с выплатой заработной платы. Росли долги и по налогам. Бобров стал оплачивать якобы поставку продукции от своего основного партнера – ЗАО «Карго-экспресс» – векселями. Фактически завод отдали в кабалу кредиторам.

Стечением времени «Карго-экспресс» стала контролировать не только поставки, но и сырье завода, его сбыт. При этом на текущую деятельность завод брал кредиты, а расплачивался с контрагентом векселями. К осени 2004 года генеральный директор «Карго-экспресс» Олег Кузнецов предъявил требование выплаты денег по векселям, к чему руководство завода не было способно в принципе – срочная задолженность перед кредиторами составляла к тому времени около 800 миллионов рублей. Речь уже могла идти о банкротстве. Что после этого было бы с заводом, можно не говорить – многие российские предприятия почили в бозе, буквально разрезанные на куски металлолома.

Финансовое состояние завода достигло такой критической точки, что в дело срочно вмешалось Федеральное агентство по промышленности. Приказом ФГУП «РСК «МиГ» генеральным директором «Климова» был назначен Герой Советского Союза Александр Ватагин.

– Но деньги к тому времени с завода были выведены полностью, все сырье принадлежало ООО «Карго-экспресс», текущие контракты с ООО «Карго-экспресс» были заключены заводом на кабальных условиях. Все приходилось начинать чуть ли не с нуля, - говорит Александр Ватагин, генеральный директор ОАО «Климов». - Совет директоров ОАО «Климов», в который входят представители госпредприятий - «РСК «МиГ», Оборонпром, Федеральное агентство по промышленности, Рособоронэкспорт, - никогда не одобрят выплату по таким сомнительным векселям, ни один вексель не был согласован с Федеральным агентством по промышленности. Соответственно, обязательства по

Этим, прямо скажу, криминальным векселям мог выполнить только Бобров, а не государственное предприятие.

Покушение на 230 миллионов рублей

Все три года, что новый менеджмент выводил «Климова» из кризиса, Кузнецов как директор «Карго-экспрсес» не оставлял попытки получить из государственного бюджета, ни много ни мало, 230 миллионов рублей, что привело бы к фактическому закрытию предприятия! Удивительно, но петербургская прокуратура в лице зампрокурора Владимирова ранее пыталась отменить постановление о привлечении в качестве обвиняемого директора «Карго-экспресс» (впрочем, вскоре против Кузнецова уголовное дело было опять возбуждено).

Но Кузнецов, видимо чувствуя такую поддержку в петербургской прокуратуре, инициировал иск в Арбитражный суд... И это несмотря на то, что Главным следственным управлением ГУВД СПб и Ленинградской области Боброву было уже предъявлено обвинение в совершении хищения имущества (материалы дела сегодня уже переданы в суд). Кузнецов также подвергся уголовному преследованию, но он вовремя скрылся от следствия за границей и был объявлен в международный розыск, в котором и находится до сих пор. Кузнецов, находясь за границей, так вообще слал письма в Госдуму с призывом защитить его от «произвола»...

На что он надеялся, обращаясь в суд?

– Надо понимать, в какой ситуации оказался Кузнецов, – говорит Александр Ватагин. – Он начал писать свои заявления в период, когда ему было предъявлено обвинение в совершении хищения государственного имущества на сумму 20 миллионов рублей и покушении на хищение государственного имущества на сумму 180 миллионов рублей. Он любыми способами пытался избежать уголовной ответственности. Я полагаю, что присутствовал и мотив мести в отношении руководства «Климова»...

За «Климова» заступилась Матвиенко

Совершенно очевидно, что выплата по фиктивным векселям невозможна в принципе. Государство не давало «добро» на совершение этих сделок, прямо угрожающих всему нашему авиапрому. Выдача этих векселей не была согласована с собственником завода - Российской Федерацией в лице федерального агентства, соответственно данные сделки ничтожны.

В своем обращении в Генеральную прокуратуру руководитель ФАПа Борис Алешин прямо сказал об угрозе захвата «Климова» – о том, что делались попытки развалить уголовные дела в отношении Кузнецова и Боброва. Только после этого расследование взял под свой личный контроль генпрокурор России Юрий Чайка.

Развязку этой почти детективной истории мы сможем наблюдать уже в ближайшее время, когда уже не только Бобров, но и Кузнецов предстанет перед судом.

К делу подключилась антирейдерская комиссия, созданная при вице-губернаторе Осе-евском.

– Правительство будет защищать интересы предприятия, – заявил он.

В конфликт уже вмешалась губернатор Валентина Матвиенко, которая поддержала позицию сегодняшнего руководства «Климова».

Именно сегодня, в понедельник, в день выхода «Тайного советника» в свет, в Петербург приедет глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. В Смольном с участием губернатора и представителей федеральных исполнительных органов госвласти будут говорить о состоянии предприятий оборонно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга. Попытку захвата завода имени Климова обсудят в первую очередь...

Из досье «ТС»

ОАО «Климов» является уникальным разработчиком авиационных двигателей, использующихся на самолетах фронтовой авиации и 90 процентах вертолетного парка Российской Федерации, официальным поставщиком двигателей на вертолёты Министерства обороны РФ, Федеральной службы безопасности и президента РФ. В портфель заказов ОАО «Климов» включены работы по выполнению контрактов Корпорации «МиГ» и Рособоронэкспорта со стратегическими партнерами Российской Федерации в сфере ВТС – Индией и Китаем. На сегодняшний день ОАО «Климов» – единственное государственное предприятие, осуществляющее производство моторов для отечественных вертолетов.

Завод "Климов" двигают во главу производства вертолетных двигателей

Ирина Бычина

Вчера руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин и губернатор города Валентина Матвиенко провели совещание руководителей предприятий оборонно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга. Ожидалось, что в этот же день администрация города и ОАО "Климов" подпишут соглашение об организации в Северной столице производства вертолетных двигателей ТВ3-117 и ВК-2500. Этого не произошло, но господин Алешин подтвердил, что головным разработчиком и одной из площадок по организации их производства в России будет петербургское предприятие.

По данным Ъ, подписание соглашения было отложено ориентировочно на начало мая, чтобы "не смешивать" два мероприятия. Тем не менее глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин заявил журналистам, что именно петербургское предприятие станет одной из площадок для организации серийного производства двигателей в России. Двигатель ТВ3-117 ВМА является базовым для всех российских ударных и военно-транспортных вертолетов семейств "Ми" и "Ка", а его модернизированный вариант -- двигатель ВК-2500 -- обладает еще большими мощностными ресурсами. Сегодня серийным производством этих двигателей занимается украинское ОАО "Мотор Сич". Петербургский же завод выпускает мелкие партии таких двигателей, используя комплектующие, произведенные на Украине.

Завод имени Климова (Санкт-Петербург) -- один из крупнейших разработчиков авиационных двигателей в РФ. Здесь были созданы моторы для большинства вертолетов марок "Ми" и "Ка", а также для самолетов семейств "МиГ" и "Ил". Завод также разработал двигатель для танка Т-80У, газотурбинные двигатели для морских судов, мобильные энергоустановки на их базе. В декабре 2006 года преобразован в ОАО "Климов". 5 марта 2007 года указом президента РФ ОАО "Климов" было полностью передано в хозяйственное ведение РСК "МиГ" в рамках формирования ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация".

Решение наладить серийное производство двигателей на территории России было принято правительством РФ, чтобы отечественные вертолетостроители не зависели от зарубежных поставщиков, а также в связи с перспективой вступления Украины в НАТО, после чего может быть потерян контроль над частью закупаемой продукции. Проект предполагает государственное финансирование в рамках целевой федеральной программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2007-2015 и на период до 2025 года". Напомним, среди претендентов на создание площадки были три основных российских производителя: Московский завод имени Чернышева, Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) и ОАО "Климов".

Еще в ноябре 2006 года военно-промышленная комиссия, возглавляемая вице-премьером Сергеем Ивановым, рекомендовала правительству организовать серийное производство вертолетных двигателей на ОАО "УМПО". Однако вчера господин Алешин сообщил, что головным разработчиком и одной из производственных площадок будет ОАО "Климов". Второй площадкой, по данным Ъ, станет Московский завод имени Чернышева. По оценке самого ОАО "Климов", для создания сборочного производства двигателей потребуется 3 млрд рублей, большая часть из которых будет получена из федерального бюджета. Впрочем, вчера господин Алешин не взялся назвать окончательные сроки формирования двигателестроительного холдинга. В целом по итогам совещания глава российского агентства по промышленности отметил успешную динамику развития петербургских предприятий, добавив лишь, что хочет видеть оборонно-промышленный комплекс более диверсифицированным.

Ушли в штопор

Попытка рейдерского захвата завода имени Климова провалилась: один фигурант на скамье подсудимых, другой - в международном розыске

Ирина Молчанова

По мнению этих предприимчивых коммерсантов, петербургский завод по производству авиадвигателей задолжал им 230 миллионов рублей! Стремясь вернуть эти деньги, злоумышленники активно использовали петербургскую прокуратуру и депутатов Госдумы… Причем один из предпринимателей в это время находился в международном розыске, скрываясь от российского правосудия, а другой ожидал приговора суда. Но атака на завод бесславно провалилась.

Два директора

Фамилии этих предпринимателей никому ничего не скажут. Некий Бобров и некий Кузнецов. Но люди эти далеко не просты. Надо обладать недюжинными способностями, чтобы провернуть аферу, способную поставить под угрозу разорения государственное предприятие, работающее на оборонную промышленность!

Завод имени Климова - ведущий разработчик авиадвигателей всех модификаций, в том числе для истребителей МиГ и СУ. «Климов» - официальный поставщик двигателей на вертолеты Министерства обороны РФ, Федеральной службы безопасности и президента РФ. Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» связывает будущее истребителей только с заводом имени Климова, который является разработчиком силовой установки, в том числе уникальной РД-33 с отклоняемым вектором тяги, oт которой приходят в восторг зарубежные специалисты.

Более чем странно, что работа такого предприятия могла быть поставлена в зависимость от деятельности двух предпринимателей. Первый - бывший директор завода Андрей Бобров - сегодня обвиняется в злоупотреблении служебным положением и мошенничестве и дожидается приговора суда. Второй - Олег Кузнецов, директор торгово-закупочной фирмы «Карго-экспресс» - скрывается от следствия и потому объявлен в международный розыск.

Вексельная схема

История умалчивает, у кого в голове (Кузнецова или Боброва) родился хитроумный план, благодаря которому появилась возможность получить в личный карман из государственного бюджета 230 миллионов рублей. В 2003 году Бобров заключил договор с «Карго-экспресс» в лице его гендиректора Кузнецова. По этому договору завод оплачивал поставки продукции от своего основного партнера - ЗАО «Карго-экспресс» - векселями. С течением времени «Карго-экспресс» стал контролировать не только поставки, но и сырье завода, его сбыт. При этом на текущую деятельность завод брал кредиты, а расплачивался с контрагентом векселями.

Так была оформлена фиктивная задолженность предприятия перед «Карго-экспресс» за якобы поставленные авиационные двигатели. Кузнецов получил векселя на сумму «долга» векселей и стал требовать «свое» уже у нового руководства завода.

Разоренное хозяйство

Власть тогда резко вмешалась в ситуацию. К концу 2004 года Бобров был отстранен от должности. Покинул заводскую территорию и Кузнецов.

Завод надо было срочно выводить из кризиса. Только общая кредиторская задолженность составляла порядка 800 миллионов рублей. Роль антикризисного управляющего взял на себя герой Советского Союза Александр Ватагин.

Предприятие стояло на грани краха, - вспоминает то время Александр Иванович. - Образовались огромные долги: перед бюджетом, перед кредиторами. Балансы предприятия были такими, что все банки отказывали нам в кредите. Людям три месяца не платили заработную плату. Уходили по 80-100 человек в месяц! Но в результате мы смогли убедить коллектив, что пришли на завод надолго и с конкретной целью - дать «Климову» толчок для развития.

К концу 2004 года было установлено, что документы по поставке двигателей сфальсифированы, а векселя, полученные за данную поставку, еще и не согласованы с Федеральным агентством по промышленности - собственника на 100 процентов государственного предприятия «Климов». Завод был вынужден обратиться в правоохранительные органы.

«Климову» больше не угрожают

К делу подключилось Главное следственное управление - расследование заняло около года. В результате были возбуждены уголовные дела по фактам хищения имущества в крупных размерах. Одно время казалось, что Кузнецов может уйти от ответственности. Бывший тогда зампрокурора Петербурга Владимиров отменил постановление о привлечении в качестве обвиняемого директора «Карго-экспресс». Видимо, этот факт так вдохновил самого Кузнецова (еще бы, такая поддержка!), что он подал иск в Арбитражный суд: 230 миллионов рублей из госбюджета не давали ему покоя.

Только после личного вмешательства генпрокурора России Юрия Чайки ситуация получила свое логическое продолжение. Уголовное дело в отношении Кузнецова было вновь возбуждено, а Бобров дождался суда.

А на днях в Смольном состоялось совещание руководителя Федерального агентства по промышленности Бориса Алешина, губернатора Валентины Матвиенко, вице-губернатора Михаила Осеевского с руководителями предприятий оборонно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга.

Заводу имени Климова сегодня ничто и никто не угрожает. Мы и впредь будем поддерживать его и на федеральном, и на региональном уровне, - заявил на брифинге Борис Алешин.