Участие в государственных закупках – стабильный и надежный способ получения новых контрактов для компаний и частных предпринимателей. Участие в госзакупках регламентируется рядом законодательных актов.

Ключевые требования, предъявляемые к участникам процедур, прописаны в законах №44-ФЗ и №223-ФЗ. Некоторые особенности применения указанных законов закреплены в дополнительных законодательных актах, таких как Постановления правительства №99, №1005 и других.

Законодательством регулируются следующие моменты:

  • порядок объявления торгов;
  • сроки и порядок подачи заявок на участие в торгах;
  • размер обеспечения заявок и договоров;
  • порядок изменения / отзыва заявок на участие в тендерах;
  • порядок предоставления разъяснений по тендерной документации;
  • порядок выбора победителей;
  • порядок обжалования результатов государственных закупок;
  • порядок заключения договоров и многое другое.

Участвовать в государственных закупках могут как частные предприниматели, так и юридические лица всех организационно-правовых форм.

Данная функция недоступна только для тех юридических лиц, которые зарегистрированы в офшорных зонах, перечень которых определен в статье 284 Налогового кодекса РФ.

Основные требования к участникам государственных закупок

Требования, которые предъявляются к участникам процедур, делятся на основные и дополнительные.

К основным требованиям относятся:

  • участник не должен быть признан банкротом;
  • деятельность ИП или юридического лица должна быть активной (не быть приостановленной по КоАП РФ);
  • участник не должен иметь задолженность по налогам и другим обязательным платежам за прошедший год (исключение может составлять задолженность в размере, не превышающем 25% стоимости активов);
  • ИП и руководители организаций не должны иметь судимости за совершенные экономические преступления (исключение составляет снятая или погашенная судимость);
  • если предмет торгов является итогом интеллектуальной деятельности, участник закупки должен иметь на него исключительное право;
  • участник не должен иметь родственные связи с организаторами торгов, не должен создавать других конфликтов интересов;
  • участник должен иметь документы, разрешающие деятельность по направлению, соответствующему предмету государственной закупки.

Кроме этого, заказчики могут требовать, чтобы участники не состояли в списках недобросовестных поставщиков.

Кроме основных требований, участник должен:

  • иметь оборудование, материальные и финансовые ресурсы, которые понадобятся для исполнения контракта;
  • иметь опыт работы в сфере, интересующей организатора торгов, и хорошую деловую репутацию;
  • иметь необходимое количество специалистов, которые смогут выполнить условия контракта.

Все перечисленные требования должны быть подтверждены документально.

По своему усмотрению заказчик может выдвигать и другие требования к участникам – законом это не запрещено. Выдвижение дополнительных требований может быть связано с необходимостью удостоверения возможностей участников по выполнению условий госзакупок.

Участник должен предлагать продукты, соответствующие условиям закупки. Несоответствие предложения предмету госзакупки ведет к отклонению заявки участника.

Чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо внимательно изучать тендерную документацию. Если информации, изложенной в ней, для участника недостаточно, он может запросить у заказчика дополнительные разъяснения.


Документы для участия

Для того чтобы организация или индивидуальный предприниматель могли принять участие в госзакупке, необходимо подготовить пакет документов. Для юридических лиц и ИП он может незначительно отличаться.

К документам, которые требуются при подаче заявок на участие, относятся:

  • непосредственно заявка, подписанная уполномоченным лицом;
  • опись документации, которая прилагается к заявке;
  • сведения об участнике (наименование, свидетельство о регистрации и т. д.);
  • выписка из ЕГРЮЛ / ЕГРИП;
  • копии учредительных документов;
  • документ, подтверждающий отсутствие задолженности по налогам;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, которое подписало документацию (приказ о назначении на должность, протокол сборов и т. д.);
  • копия приказа о назначении главного бухгалтера;
  • документы, которые подтверждают соответствие предложения участника условиям государственной закупки;
  • документы, которые подтверждают внесение обеспечения заявки на участие (платежный документ, банковская гарантия).

Заказчик может требовать предоставления других документов, специфика которых зависит от типа тендера.

Полный перечень документов, которые должен подать участник, размещается в условиях, публикуемых заказчиком.

Нюансы участия в госзакупках

Сегодня большое количество тендеров проводится в электронном виде. Государственные закупки в подобной форме проводятся на специальных торговых площадках, на которых участники должны проходить аккредитацию.

Кроме того, для участия в электронных торгах участники должны иметь электронные цифровые подписи.

Электронные торги предполагают подачу участниками:

  • информации об ИП / организации (наименование, адрес, ИНН);
  • документов, которые подтверждают соответствие предлагаемых продуктов (товаров, услуг) требованиям заказчика;
  • документов, которые подтверждают право на предоставление преимущества (декларация о принадлежности к СМП и т. д.);
  • документов, которые подтверждают соответствие участника запретам и ограничениям, установленным организатором торгов.

Участие в госзакупках, несмотря на кажущуюся сложность, является доступной процедурой даже для небольших организаций и ИП. Перед тем как принимать участие в тендерах, желательно ознакомиться с положениями Федерального закона №44 и с единой информационной системой (ЕИС), на которой организаторами торгов размещаются извещения о государственных закупках.

Инструкция для новичков

Частные предприниматели и организации, впервые принимающие участие в госзакупках, должны следовать приведенной инструкции.

В частности:

  • ознакомиться с заказами, размещенными в единой информационной системе и соответствующими направлениям деятельности ИП / юрлица;
  • ознакомиться с требованиями, размещенными под интересующими заказами и принять решение об участии либо неучастии в закупке;
  • зарегистрироваться на электронной торговой площадке, получить электронную цифровую подпись;

  • внести обеспечение заявки (при необходимости);
  • подготовить документацию согласно требованиям организатора торгов;
  • подать заявку на участие в тендере;
  • отследить итоги закупки, узнать наименование победителя;
  • заключить договор (в случае победы в тендере) и выполнить необходимые работы.

Таким образом, практически любой ИП или любая организация может принять участие в госзакупках, и предложить свои услуги для обеспечения заказов государственных и муниципальных предприятий. При подаче заявок важно указывать реальные цены, сроки и объемы работ.

Вам знакомо выражение «Поставщик двора Его Императорского Величества»? Этот титул получали купцы, которые постоянно поставляли товары для императорских нужд. Быть поставщиком двора было очень почетно, такой статус говорил сам за себя и служил лучшей гарантией и рекламой товаров и услуг.

Получить звание поставщика двора было очень непросто. Только чтобы подать прошение на него, купец должен был в течение 10 лет поставлять ко двору «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства, не иметь жалоб от потребителей, участвовать в промышленных выставках. В конце 19-го века поставщиков двора было всего лишь около 40, и среди них были не только российские купцы, но и иностранцы.

Сегодняшним претендентам на поставки для государственных нужд не в пример легче, хотя, конечно, и им придется постараться для получения такого заказа. Но все же, получить госзаказ имеет шанс любой бизнесмен.

Собираетесь участвовать в госзакупках? Откройте расчётный счёт в надёжном банке. Многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта. Ознакомиться с предложениями вы можете у нас на .

Что такое госзакупки?

Государственные закупки - это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд. Госзакупки были введены законом от 21 июля 2005 № 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 года.

Сейчас порядок госзакупок регулируется законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но на некоторых электронных торговых площадках все еще встречаются ссылки на закон № 94-ФЗ. Такая контрактная система предполагает конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг, что позволяет получить государству самые выгодные условия для поставок и снизить коррупцию в сфере госзакупок через систему «откатов», хотя, конечно, о полном ее искоренении в этой сфере говорить еще рано.

Спектр государственных или муниципальных заказов очень широк, среди них есть множество мелких, не превышающих 1 млн. рублей. Это дает возможность участвовать в госзакупках не только крупным поставщикам, но и малому бизнесу, в том числе индивидуальным предпринимателям. Для поставщиков, являющихся и социально ориентированными некоммерческими организациями, существует особая квота - не менее 15% совокупного годового объема госзакупок заказчики обязаны делать у них (статья 30 закона № 44-ФЗ). Количество государственных и муниципальных заказчиков на официальных сайтах превышает 250 тысяч, каждый день объявляются сотни новых заказов на сотни

Где проводятся госзакупки?

Предположим, вы осуществляете строительные работы, по состоянию на 04.01.2019 было открыто 1581 торгов по этой позиции.

Кликнув по одному из объявлений, можно перейти на страницу самого аукциона, которая содержит полную информацию о его проведении.

Способы закупок по 44-ФЗ

Статья 24 этого закона дает понятие «способов определения поставщика », то есть, каким именно образом могут проходить госзакупки. Способы эти разделены на конкурентные и неконкурентные. К неконкурентным способам относят закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а конкурентные имеют такую классификацию:

При открытых способах госзакупок информация о них сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц, а к участникам закупки предъявляются единые требования. Закрытые способы определения поставщика - это направление приглашений для участия в конкурсе или аукционе ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям заказчика.

Закрытые способы применяются в следующих случаях:

  • информация о госзакупках является государственной тайной;
  • заключается контракт на услуги по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда, музейных предметов и музейных коллекций и других предметов, имеющих важное историческое, художественное или культурное значение;
  • заключается контракт на услуги по уборке помещений и услуги водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов.

На сегодня самыми популярными способами проведения госзакупок в рамках 44-ФЗ являются электронный аукцион, открытый конкурс и закупка у единственного поставщика. Для примера рассмотрим, как проходит электронный аукцион.

Этапы электронного аукциона

1.Получить электронную подпись

Обязательным условием участия в торгах является наличие электронной подписи. Получать ее надо в аккредитованном удостоверяющем центре, подробнее об этом читайте в статье .

2.Пройти аккредитацию участников

Для участия в электронных торгах участник должен пройти аккредитацию на площадке. К заявлению на аккредитацию необходимо прикрепить отсканированные документы.

Для юридических лиц это:

  • выписка из ЕГРЮЛ и копии учредительных документов;
  • копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;
  • доверенность на осуществления действий на площадке от имени участника;
  • решение об одобрении или о совершении сделок по результатам проведения электронного аукциона с указанием максимальной суммы такой сделки.

Индивидуальные предприниматели подают копию выписки из ЕГРИП и копию документов, удостоверяющих личность.

3.Обеспечить заявку на участие

Обеспечение заявки - это обязательное условие при участии в аукционе. Это, по сути, залог, в размере от 0,5% до 5% суммы контракта, который блокируется на лицевом счете участника. Обеспечение заявки возможно и в виде , а некоторые площадки предлагают кредит для этих целей.

Блокировка снимается, то есть сумма залога возвращается, если:

  • заявка была отозвана участником до окончания срока подачи заявок;
  • по результатам рассмотрения заявка была отклонена;
  • вторая часть заявки признана несоответствующей;
  • с участником был заключен контракт по его заявке.

Залоговая сумма не возвращается, если участник, признанный победителем, уклонился от заключения контракта или если вторая часть заявки была признана несоответствующей третий раз на протяжении одного квартала.

4.Подать заявку на участие

Подача заявки происходит на площадке через специальный интерфейс. Заявка состоит из двух частей. Первая часть заявки включает в себя только согласие участника и информацию о товарах, работах, услугах, предлагаемых для поставки. Для обеспечения анонимности первая часть не содержит сведений о наименовании участника.

Вторая часть заявки включает в себя:

  • ИНН и наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя с указанием паспортных данных;
  • документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям статьи 31 закона № 44-ФЗ (у участника не должно быть задолженности по налогам и сборам, судимости за преступления в сфере экономики, конфликта интересов между участником закупки и заказчиком и др.);
  • копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
  • решение об одобрении или о совершении крупной сделки;
  • документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
  • декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Оператор электронной торговой площадки передает заказчику первые части заявок, которые он должен рассмотреть и допустить к торгам, или, наоборот - отклонить. Отказать в допуске могут по причине недостоверности сведений о товаре, работе или услуге, требуемых аукционной документацией или вообще их отсутствии.

5.Участие в электронных торгах

В назначенное время участник входит в личный кабинет на площадке и подает свои ценовые предложения. Аукцион проходит в два этапа:

  1. Этап торгов (основное время). Предложения участников подаются в пределах шага аукциона (0,5% - 5% от начальной максимальной цены контракта), а также независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения определенных требований. Время приема предложений составляет 10 минут от начала проведения аукциона, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
  2. Этап закрытия торгов. На этом этапе ценовые предложения могут подавать все участники аукциона, кроме предложившего лучшую цену или такую же на этапе торгов.

6. Подписание контракта с победителем аукциона

Победитель получает от заказчика проект контракта, который необходимо рассмотреть и подписать своей электронной подписью или направить протокол разногласий (при обнаружении в проекте контракта ошибок или несоответствий требованиям аукционной документации и законодательству). Если в регламентированный срок (не более 13 дней) контракт не был подписан или не был направлен протокол разногласий, то заказчику автоматически направляется уведомление об уклонении участника от заключения контракта. В этом случае участнику аукциона не возвращается сумма обеспечительной заявки.

Где пройти обучение процедуре госзакупок?

Закон № 44-ФЗ не просто объемный (около 180 страниц в формате Word), но и сложный для понимания, поэтому самостоятельно освоить процедуру госзакупок проблематично. Выше мы уже говорили, что на государственных площадках публикуется информация в виде пошаговых инструкций. Пройти полноценное обучение, но уже за некоторую сумму, можно и в специальном «Сбербанк-АСТ».

Кроме того, в Москве создан Единый центр госзаказа, в рамках которого представители малого и среднего предпринимательства могут получить бесплатное информационное сопровождение, которое включает:

  • семинары, круглые столы, форумы, очные, заочные и он-лайн консультации;
  • набор методических материалов, памяток, инструкций.

Если наша статья помогла вам разобраться в процедуре проведения госзакупок, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями - пусть она поможет и им. Нам будет очень приятно!

Можно ли построить бизнес на госзакупках с нуля? Да, безусловно. Сложно ли это сделать? Нет, если знаешь как. Госзакупки для малого бизнеса и предпринимателей средней руки могут оказать неоценимую помощь. И в рамках данной статьи будут рассмотрены различные аспекты этого дела.

Общая информация

Предпринимательство живёт на производстве товаров, торговле и оказании услуг. Во всём этом нуждается государство, которое может стать постоянным клиентом. Для бизнеса такая ситуация - это отменный способ расширения своего рынка сбыта и увеличения товарооборота. Часто можно встретить мнение, что связываться с государством не имеет смысла, ибо кругом откаты и прочие проявления коррупции. Но реальная ситуация довольно разительно отличается от мифического образа. Да, периодически придётся встречаться со значительной конкуренцией. Но если предлагать выгодные условия - считайте, что договор уже в кармане. И огромную помощь в этом оказывают электронные аукционы, где указываются все условия и потребности. Конкуренция при этом зависит от суммы предлагаемого контракта и сферы деятельности. И небольшой одушевляющий факт: примерно 40% всех электронных аукционов признаются несостоявшимися. И причина смешна - не находятся участники, желающие в них поучаствовать. Могут возникнуть подозрения (не беспочвенные) о каких-то специфических моментах, и они действительно имеют место быть, но не в таком масштабе. Как правило, такая ситуация возникает именно из-за того, что действительно, не нашлось никого, кто бы заинтересовался.

Выбираем свою нишу

Первоначально необходимо ознакомиться с большим количеством различной документации. Помочь в этом за определённую плату могут специалисты. Если же свободных средств нет, то придётся разбираться в этом самостоятельно. И здесь поможет данная статья. Кроме неё, можно обратить внимание ещё на различные специальные пособия и обучающие курсы, которые проводят общественные организации (в массе своей) и государские службы поддержки бизнеса. Для начала можно уделять внимание не очень большим, но всё же самым настоящим электронным аукционам, где будет небольшое количество конкурентов. После этого необходимо направить заявление на участие в нём и приложить все необходимые документы. Тендерная комиссия же выберет самое выгодное предложение (то, что соответствует всем требованиям и обладает наименьшей ценой). При разумном подходе госзакупки для малого бизнеса превращаются в прибыльную статью дохода.

Как всё работает?

В рамках статьи будет уделено большое внимание электронным торговым площадкам. Почему? Дело в том, что благодаря им очень удобно искать интересные предложения. К тому же, для подачи заявки в данном случае не требуется тратить много времени. А открытая форма работы по принципу аукциона позволяет следить за честностью работы комиссий и жаловаться в соответствующие инстанции. Но всё же следует учитывать один момент. Брать участие в тендерах может любая коммерческая организация, но для допущения необходимо знать правила и алгоритм работы. Поэтому, будет внимательно рассмотрено следующее:

  1. Принципы работы системы государственных закупок.
  2. Открытый и закрытый конкурсы.
  3. Аукцион (в том числе и электронный).
  4. Кто может брать участие.
  5. Специфические моменты.
  6. Начинаем сотрудничество.

Принцип работы

Если интересует, скажем, бизнес на госзакупках с нуля до 100 тысяч рублей или же миллиона (для начала), то обойтись без этого момента не выйдет. О чем же следует поговорить первоначально? О взаимодействии. Государство может быть рассмотрено как специфическая коммерческая структура. И она нуждается в определённых услугах. Поскольку же масштаб работы и влияния государства поистине огромен и затрагивает практически все сферы жизни, то и перечень нужных услуг практически не ограничен. Причем в сторонних организациях периодически нуждается любой государственный институт - сельское хозяйство, машиностроение, космическая сфера, образование и прочие.

Но к тендерам выдвигаются суровые требования. И первое - процесс выбора подрядчика на производство товаров и оказание услуг должен быть прозрачным по максимуму. Как только организация выполняет выдвигаемые требования, она может предложить свои условия и собственную цену. В случае когда она самая выгодная, происходит получение заказа. Тут следует отметить, что, несмотря на кажущуюся простоту, часты случаи, когда организации прибегают к законным хитростям, которые оказывают влияние на выбор подрядчика. Чтобы не стать жертвой таких обстоятельств и построить успешный бизнес в сфере госзакупок, необходимо тщательно изучить, как работает эта система. В Российской Федерации законодательством утверждено несколько видов торгов.

Открытый и закрытый конкурсы

Первый вариант является самым распространённым способом организации государственных заказов на территории Российской Федерации. Его суть заключается в том, что всех заинтересованных лиц о заказе информируют через средства массовой информации: печатные газеты, на тематических сайтах. В общем, делается всё, чтобы найти оптимального подрядчика. Для проведения открытого конкурса подготавливается большой объем материала, а все условия документально фиксируются. На протяжении месяца поступают заявки. После этого проводится процедура вскрытия, и учреждающая комиссия решает, кто же будет выполнять заказ. Подобный подход, правда, требует регулярного мониторинга соответствующих источников, что не очень удобно. Особенностью закрытого конкурса является то, что заказчиком самостоятельно устанавливается круг исполнителей, что могут справиться с заказом. Такой подход практикуется в тех случаях, когда приходится работать с конфиденциальной информацией или же выполняемая работа является весьма специфической. Хотя он может применяться и тогда, когда проводить ознакомление с нею многочисленных исполнителей нерентабельно.

Аукцион

Они так же, как и конкурсы, бывают открытыми и закрытыми. Исполнитель в данном случае выбирается по принципу «готов выполнить необходимый объем работ за минимальную сумму». Причем понижение ставки осуществляется по заранее установленным параметрам, что регламентируется законодательством. Особенностью закрытых аукционов является максимальная степень конфиденциальности. Таким образом, заказчика защищают от возможного сговора. Особенно следует уделить внимание электронным аукционам. Они проводятся на виртуальных торговых площадках, что были аккредитованы контролирующим органом. В таком случае подать заявку можно только через интернет.

Всё возрастающая популярность мировой сети приводит к тому, что многие страны законодательно обязывают свои институты закупать всё необходимое с помощью именно электронных аукционов. Современные технологии позволяют делать процесс выбора исполнителя для нужд государства предельно честным и снижают риск преступного сговора. К тому же предприниматели, что берут участие в аукционах, могут собственными глазами видеть процедуру выбора. И если будет кто-то обиженный, то что его воздержит от сообщения в полицию и прокуратуру?

Кто же может принять участие?

Особенно многих интересует вопрос относительно индивидуальных предпринимателей. Они могут принимать участие в государственных закупках, но есть определённые ограничения. Так, индивидуальные предприниматели не могут участвовать в тех тендерах, где предусмотрена работа исключительно с юридическим лицом. Во всех остальных случаях, чтобы поучаствовать в процессе удовлетворения нужд государства, нужно просто соответствовать требованиям заказчика и очень желательно иметь успешный опыт работы в выбранной категории предпринимательства. А то, какая будет форма организации - индивидуальный предприниматель или же юридическое лицо - роли не играет. Важно только получить электронную цифровую подпись и зарегистрироваться на площадке государственных закупок, что была аккредитована.

Пошаговая инструкция к предпринимательству

Сейчас давайте рассмотрим, как построить свой бизнес на госзакупках с нуля. Более удобным является вариант работы с электронными ресурсами. Поэтому внимание будет уделено ним. Такому положению дел способствует и более лёгкая возможность взаимодействия, и отсутствие сложности с отслеживанием новых тендеров в режиме реального времени, и множество иных приятных моментов. Поэтому каждому предпринимателю, что планирует развиваться в этом направлении, следует сделать следующие шаги:

  1. Получить электронно-цифровую подпись. В современном мире она становится всё более необходимой каждому предпринимателю и юридическому лицу. Почему? Дело в том, что согласно законодательству многих стран, в том числе и Российской Федерации, ЭЦП эквивалентна стандартной подписи директора. Только создана она специально для использования посредством интернета. А в некоторых сферах деятельности даже предусмотрено, что без ЭЦП - никуда.
  2. Выбрать площадку. После того, как готова электронно-цифровая подпись, следует определиться, где же исполнителю удобнее всего искать заказы. В России можно использовать следующие площадки, которые предлагают: Единая информационная система в сфере закупок, ОАО «Госзакупки», РТС-тендер, Сбербанк-АСТ. Конечно, есть и другие. Какую среди них выбрать - всё зависит исключительно от того, кто хочет обслуживать государство. Главное - чтобы площадка была аккредитована. Всё остальное - дело вкуса.
  3. Прохождение аккредитации. Чтобы зарегистрироваться и получить доступ, необходимо идентифицировать себя. Эта процедура проводится для каждого портала отдельно. Для аккредитации достаточно, как правило, заполнить специальную регистрационную форму и приложить учредительские документы, как то: устав, выписка из государственного реестра, доверенность на участие в торгах (если этим занимается не непосредственно руководитель организации), свидетельство. После этого администратор портала в течении 5 дней должен рассмотреть всю документацию.

Маленькие шаги к великому будущему

Итак, есть доступ ко всему необходимому. Что же теперь делать? Следующие шаги предпринимателя будут такими:

  1. Использование залоговых средств. Первоначально необходимо будет разместить средства на счёте, что привязан к площадке. Когда будет подаваться заявка, то вместе с ней система будет удерживать до 5% от стоимости тендера. После того, как аукцион завершен, сумма возвратится к своему обладателю, и её можно будет беспрепятственно вернуть. Если же денег не будет, то подача заявки не осуществится.
  2. Составление заявки. Это немаловажный этап, который многие недооценивают. От того, насколько корректно будет написан текст заявки, зависит успех потенциального исполнителя. Состоит она из двух частей: информационной и анонимной. В первой имеются все нужные сведения и документация. Во второй же пишется подробное описание товара, услуги, процесса производства, поставки, выполнения, согласие на проведение работы и прочее, что исполнитель сочтёт нужным. Заказчик после получения всей информации сообщает оператору портала о своём выборе. А он уже связывается с исполнителем.

Как видите, бизнес-процесс «госзакупка» не такой и страшный, как может показаться на первый взгляд. К тому же новеньким в этом деле можно подойти с позиции «глаза боятся, а руки делают». А со временем, когда уже будет достаточно опыта, эти действия не будут создавать сложности.

Полезные правила

Вот и было рассмотрено, что же собой представляют госзакупки. Малый и средний бизнес, стоит только захотеть, может хорошо на них зарабатывать. Но если придерживать нескольких простых правил, то можно существенно увеличить успешность своей деятельности. Какие они? Первоначально необходимо сложить бизнес-план госзакупок. Его никому показывать в последующем не нужно, но иметь четко определённую и изложенную систему взаимодействия, решений, подготовки всё же полезно. Кроме этого, необходимо отслеживать заказ, что представляет интерес, до конца. Не исключено, что заказчик изменит условия, и нужно быть готовым ознакомиться с новыми требованиями. Это довольно хитрый механизм выбора того исполнителя, что нужен. Также необходимо внимательно относится к тем заказчикам, что устанавливают цену в несколько раз ниже рынка. Скорее всего, это говорит о недобросовестности. Не лишним будет и составлять черный список или пользоваться чем-то подобном, сделанным другим человеком.

Увы, имеет и такую негативную сторону бизнес на госзакупках. Отзывы в данном случае тоже не лишним будет изучить. Кроме этого, можно посмотреть и то, как человек пишет в комментариях. Если вежливо - более вероятен успешный исход, грубо и хамовато - жди проблем. Сейчас участие малого бизнеса в госзакупках, равно как и предпринимателей средней руки, пока что ещё в новинку. Но если уж и появилось желание стать предпринимателем, то значительно легче будет действовать именно на этом поле.

Заключение

Необходимо прикладывать значительные усилия, чтобы доля участия малого бизнеса в госзакупках постоянно росла. Ведь это хоть и не много, но рабочие места, и, потенциально, средний и большой бизнес в перспективе. А какое государство откажется от того, чтобы выращивать крупные компании и предприятия, как картошку на грядках? Поэтому, необходимо поддержать и дать возможность заниматься бизнесом всем, кто желает. Ведь механизм государственных закупок можно назвать протекционистским инструментом, который помогает активизировать создание собственной мощной и уверенной экономики, которая так нужна нам в это тяжелое время.

Участие в тендерах на госзакупках, получение контракта, оплачиваемого из государственного или муниципального бюджета, урегулированы законами.

Что касается частных компаний, они устанавливают свои правила выбора исполнителей и требования к ним.

Нужно определить, как участвовать в тендерах, чтобы получить контракт.

Новичку

Проблемы новичков заключаются в том, что они не знают, где искать заказы, на что ориентироваться, и, если нашелся вроде бы подходящий заказ, то возникают сложности с его оформлением.

Помощь оказывают специальные фирмы, занимающиеся практикой в области тендеров. Как правило, в них работают юристы и экономисты, разбирающиеся в нормативной базе и иных вопросах.

Некоторые тендеры новичкам недоступны в принципе – например, имеются ограничения по срокам деятельности компании или ИП на рынке – так государство защищается от фирм однодневок.

Лучше пытаться делать заявки на небольшие заказы, которые по силам начинающему предпринимателю или недавно открывшейся фирме. Ведь согласно закону, компания или ИП, не выполнившие своих обязательств или оказавшиеся недобросовестными, попадают в «черные списки», выбраться из них почти нереально.

Участвовать на Госзакупках

Теперь разберемся, как участвовать в тендерах на госзакупках. Участнику нужно зайти на единый сайт, где есть информация обо всех тендерах, организованных государством или муниципалитетом.

Система организована в электронном виде, и необходимо обзавестись ЭЦП. Без неё не заверить электронные копии документов, ни оставить подпись там, где это нужно.

  • проводится регистрация на сайте;
  • в электронной форме отправляются документы, подтверждающие выполнение требований заказчика;
  • подтверждение гарантии банка или иного обеспечения согласно контрактной документации.

Формирование заявки важный момент. Если не выполнить, хотя бы одно требование контрактной документации, участника даже не допустят к конкурсу.

Поэтому не стоит поверхностно относиться к изучению конкурсной документации, все её требование имеют значение. Уровень их выполнения окажет влияние на то какое решение будет принято по пакету документов, и какое впечатление создаст участник тендера о себе.

Как-то искажать данные о себе не стоит, сразу же при обнаружении следует отказ от контракта, если такой участник прошел тендер.

Если организация или ИП ведут деятельность в пределах одного региона, обращать следует тогда на тендеры, проводимые в его местности.

Можно искать генподрядчика, привлекающего к выполнению заказа более мелкие фирмы или отдельные ИП.

Контракт может предусматривать выполнение заказа непосредственно исполнителем или разрешение привлекать для участия сторонние организации. К ним могут выставляться требования.

Что нужно, чтобы принять участие

Участие в тендере обеспечивается подачей пакета документов. Одни бумаги подаются независимо от специфики будущего контракта, другие с его учетом.

  • заявка от участника;
  • копия документа, подтверждающего полномочия директора, если о нем не пишется в Уставе;
  • копия приказа о назначении бухгалтера
  • копия устава, учредительного договора;
  • свидетельство ИНН – копия заверяется нотариусом;
  • свидетельство о регистрации;
  • подтверждение отсутствия задолженности по налогам и сборам;
  • письменная гарантия банка.

Некоторые заявки предполагают, что уже есть готовый проект, подготовленный заявителем, чтобы заказчик или тендерная комиссия имели представление, с кем они имеют дело.

Видео

ИП, как участники

ИП проходит через те же процедуры, что и компании, претендующие на получение заказа. Считается, что ИП получить заказ сложнее, однако, если воспользоваться системой поддержки малого и среднего бизнеса, есть возможность получить контракт без конкурса. Это законно, правда, их суммы небольшие (в рамках 100 тыс.), что для одного человека не так плохо. Подобные заказы размещают или муниципалитеты или государственные организации.

ИП не имеет учредительных документов, но обязательно вписывает в заявку свои паспортные данные, прилагается копия паспорта, свидетельство о регистрации в качестве ИП, ИНН.

В тендерной документации описываются все требования к оформленным документам, какие бумаги следует подать.

Некоторые тендеры рассчитаны на ИП, другие же исключительно для организаций, имеющим в своем распоряжении нужное количество персонала.


Несколько проще с частными компаниями. На порталах электронных площадок или на собственных сайтах они могут размещать предложения, обращенные к ИП на оказание услуг или выполнение работ. Порой так проще, отдельный предприниматель более мобильная фигура, не нежно ждать дополнительных согласований и решать ряд других вопросов, что характерно для крупных организаций.

Правильно и бесплатно

Электронная площадка для размещения заказов берет некоторых процент за услуги, которые на ней оказываются. Кроме гарантий от банков или иных обеспечительных взносов, участники платят некоторую сумму владельцам площадки.

С государственными заказами оплата минимальная, если же говорить о коммерческих тендерах, то там все зависит от политики владельцев площадки, определенное влияние оказывает и компания заказчик.

Некоторые порталы оказывают услуги, ничего не беря с заявителей, их услуги оплачиваются компанией-заказчиком. Крупные организации идут и на такое.

Основная масса как государственных, так и коммерческих тендеров платны, но государственные тендеры, более доступные в этом отношении.

Бесплатные тендеры, как правило, предлагают ограниченный перечень заказов, и их бюджеты символические, и как следствие рассчитаны на ИП или маленькие фирмы.

Сумма затрат определяется еще и способом организации торгов. Используется или электронная система или привычная, когда подаются документы в конвертах, в назначенное время в оговоренном месте пакеты с документами вскрывают. Такие тендеры обойдутся дороже.

Порталы, в частности, государственный устроены так, что в массиве заказов легко выбрать нужный по параметрам.

Компании, участвующие в тендерах

Некоторые порталы для размещения тендеров предлагают получать сведения о конкурентах, подавших заявки на тот же заказ. Участнику тендера, подавшему заявку, остается лишь отправить запрос, и он получит перечень компаний – конкурентов.

Для каждого аукциона ведется реестра его участников. Ст. 62 ФЗ – 44 определяет перечень сведений, которые должны располагаться в открытом доступе о каждом участнике аукциона.

Перечень широк и касается, например, названия компании или данных физлица, если это ИП. Копии учредительных документов, скрываются от общего доступа. Дается достаточно информации, чтобы проверить факт существования компании через государственные сервисы и избежать мошенничества.

Обзорная статья, из которой вы узнаете, как стать поставщиком госзакупок, и как принять решение и начать действовать. Первый шаг - понять, что такое госзакупки и что нужно для участия в торгах.

Производственные, торговые компании и организации, предоставляющие услуги, понимают, что победа в государственном тендере позволяет вывести свой бизнес на качественно иной уровень. Не просто одномоментно получить прибыль за исполненный заказ, а подтвердить свою высокую и надежную деловую репутацию. А она, в свою очередь, обеспечивает позитивное отношение партнеров и клиентов, доверие к компании и уверенность в положительных результатах сотрудничества. А значит, к усилению позиций такой компании на рынке.

Хотите знать больше? Пройдите дистанционный онлайн-курс « »
Профпереподготовка, 256 ак.часов

Как начать участвовать в торгах?

Для того чтобы подать заявку и принять участие в торгах, необходимо заранее подготовить все документы, подтверждающие ваше соответствие требованиям закона. Изучить документацию конкретной закупки и подготовить документы, которые убедят заказчика, что ваш товар (работы, услуга) полностью соответствуют его требованиям. Работа в сфере государственного заказа требует системного подхода. Поэтому для того, чтобы избежать организационных сбоев, участнику целесообразно заранее определить для своей компании перечень мероприятий, которые необходимо провести, а также их последовательность, сроки и ответственных лиц.

При этом помимо сроков, которые установлены законом, необходимо также учитывать фактические сроки, необходимые для подготовки тех или иных документов. Планированием участия нужно заниматься заблаговременно. На практике подготовка пакета документов для участия в государственном тендере может занять до 20 календарных дней (в зависимости от условий закупочной процедуры). И срок подачи заявок может оказаться короче.

Перед вами фрагмент вебинара :

Как оформить конверт для участия в конкурсе

Некоторых участников интересует: «Какая информация должна содержаться на конверте конкурсной документации?» - На конверте обязательно следует указать реквизиты заказчика, кому направляется конверт. Свои контактные данные на конверте участник не пишет. Они должны содержаться вместе с остальной документацией внутри конверта — предусмотрена отдельная процедура вскрытия конвертов (соблюдается принцип анонимности).

Вопросы привлечения экспертов

Если закупка осуществляется у единственного поставщика, то согласно ст. 94 № 44-ФЗ заказчик привлекает экспертов или экспертные организации к проведению экспертизы товара, работы, услуги, когда проводится:

  • оценка конкурсной документации и заявок, а также соответствие участников конкурса дополнительным требованиям заказчика — в рамках предквалификационного отбора участников конкурса;
  • приемка поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Эксперт при осуществлении приемки должен оценить представленные исполнителем результаты исполнения контракта на предмет соответствия его условиям.

Чаще всего заказчик принимает решение о привлечении к приемке эксперта, экспертной организации по своему усмотрению, однако в ряде случаев их участие в приемке является обязательным. К ним относятся следующие случаи осуществления закупки у единственного поставщика:

  • закупка у исполнителя, определенного указом или распоряжением Президента РФ, постановлением или распоряжением Правительства РФ;
  • выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ;
  • закупка российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов;
  • закупка услуг при чрезвычайных происшествиях;
  • поставка культурных ценностей для пополнения госфондов;
  • закупка товара, работы, услуги у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ и заключение контрактов в целях трудоустройства осужденных;
  • закупка произведений литературы и искусства, исполнений, фонограмм у лица, которому принадлежат исключительные права на них;
  • закупка услуг по организации участия в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков;
  • закупка услуг по техническому и авторскому надзору;
  • закупка услуг, связанных с обеспечением визитов представителей иностранных государств;
  • закупка для обеспечения деятельности объектов государственной охраны;
  • заключение контракта после признания несостоявшимся определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • закупка лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии.

Для привлечения к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации заказчику необходимо их выбрать и заключить с ними контракт. Заключить контракт лучше заранее, т.к. для выбора эксперта, экспертной организации и заключения контракта необходимо время. На практике это может занять от двух недель до трех месяцев.

В качестве эксперта может выступать физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла (п. 15 ст. 3 44-ФЗ).

В качестве экспертной организации выступает юридическое лицо. Работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла.

Рекомендуем дистанционный онлайн-курс « ». Профпереподготовка, 256 ак.часов Эксперты осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам.

Но не каждое лицо, обладающее такими познаниями, опытом, квалификацией, может быть привлечено заказчиком в качестве эксперта, экспертной организации.

В части 2 статьи 41 Закона № 44-ФЗ определен перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. К ним относятся лица, с помощью которых заказчик или поставщик прямо и (или) косвенно может оказывать влияние на результат проводимой экспертизы, в частности:

  • лица, являющиеся либо являвшиеся в течение двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, должностными лицами или работниками заказчика или поставщика;
  • лица, имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
  • близкие родственники, усыновители или усыновленные руководителя заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностных лиц или работников поставщика либо лица состоящие с ними в браке;
  • юридические лица, в которых заказчик или поставщик имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов либо более чем 20% вкладов, долей.

Эксперт или экспертная организация обязаны письменно уведомить заказчика и поставщика о допустимости своего участия в проведении экспертизы и отсутствии оснований для недопуска к ее проведению (здесь закон не уточняет, какие именно доказательства должен предоставить эксперт).