В статье будет идти речь об учете в некоммерческих организациях. Каковы особенности и правила, существуют ли нюансы – далее. Некоммерческие организации создаются с целью оказания благотворительности.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Несмотря на это, они обязаны вести бухгалтерский учет и уплачивать налоги. Что еще необходимо знать о таких организациях?

Необходимые сведения

Некоммерческие (общественные) организации создаются с целью оказания различных благотворительных услуг – культурного типа, образовательного или социального.

Созданной она считается с момента регистрации в органах государства. Срок деятельности некоммерческих предприятий неограниченный. В любом подвиде организации должна иметься смета и баланс.

Учредительными документами являются , учредительное соглашение и решение основателей о создании НКО.

Чтобы зарегистрировать общественную организацию, необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление;
  • учредительную документацию (3 экземпляра);
  • решение об открытии организации;
  • данные об учредителях (2 экземпляра);
  • , подтверждающую оплату пошлины государству

Основные термины

Подразделение на виды

Законодательство разрешает регистрировать некоммерческие организации, которые подразделяются на несколько типов. Первый – учреждение (частное, государственное и муниципальное).

Создается оно единственным учредителем-собственником, цель – ведение деятельности некоммерческого характера, управленческие и культурные функции.

Таким основателем может быть и гражданин, и юридическое лицо, которое полностью или частично финансирует учреждение. Может преобразовываться в фонд. Государственные и муниципальные образует Российская Федерация.

Следующий тип – фонд. Цель – благотворительная деятельность, культурная и образовательная. Не подлежат реорганизации. Управляет фондом коллегиальный орган. За деятельностью, распределением средств наблюдает совет попечительства.

Автономная некоммерческая организация может образовываться одним или несколькими учредителями. Целью ее является предоставление услуг в области образования, науки, искусства. Это единственный тип НКО, учредители которого могут меняться.

Может преобразовываться только в фонд. Религиозная организация – общество более 10 граждан, которые исповедуют веру.

В другие организации не имеет права преобразовываться. Собственность организации включает в себя пожертвования от людей. Взыскания по требованию кредитора не налагаются.

Общественная организация – НКО, которая в составе должна иметь не менее 3 – х человек. Цель – удовлетворение нематериальных запросов граждан. Может преобразоваться в фонд или автономную организацию.

Ассоциация (союз) создается гражданином или юридическим лицом, может и одновременно обеими сторонами. Учредителей должно быть не меньше двух. Может преобразовываться в фонд, автономную или общественную НКО.

Потребительский кооператив – НКО, создаваемая в целях удовлетворения материальных потребностей путем внесения членами общества взносов.

Товарищество собственников недвижимости – учреждается владельцами недвижимого имущества с целью владения, пользования и распоряжения того имущества, которое принадлежит обществу.

Адвокатская палата объединяет всех адвокатов единственного субъекта Российской Федерации. Адвокатское образование создается адвокаты для осуществления своей деятельности. Образуется в виде бюро или консультации, коллегии.

Казачье общество – НКО, которое объединяет людей с целью сохранения казачьей культуры и традиций. Община коренных народов HA с малой численностью объединяет граждан с малым населением, чтобы защищать интересы и культуру.

Нормативное регулирование

Для применения упрощенного налога существует несколько способов – подача заявления во время регистрации и изменение системы обложения налогами на упрощенку.

В первом случае подается специальное . Делается это при первом обращении в налоговую инспекцию, когда получается статус плательщика налогов.

Второй вариант допускается в том случае, если НКО использует другой режим, но в связи с обстоятельствами хочет перейти на УСН.

При применении упрощенной системы имеются ограничения:

Организация общественного типа на общем режиме также должна уплачивать налоги. Один из них – .

Но, если НКО при получении денег за услугу (например, культурного типа) приобрела необходимое оборудование для достижения своих целей, то сумма облагаться налогом не будет.

Управленческий

Управленческая деятельность осуществляется высшим и исполнительным органом. Главная цель – контроль по соблюдению цели, ради которой организация создавалась.

Задачи управленческой деятельности:

  • внесение поправок в учредительные документы;
  • определение тех видов деятельности, которые будут являться приоритетными;
  • правильное использование имущества организации;
  • утверждение отчетности;
  • открытие филиалов НКО;
  • принятие участия в деятельности других общественных организациях.

Особенности при ведении учета

Согласно законодательству, деятельность ведется на основании . Это главный внутренний документ, которым регулируется порядок ведения учета организации.

Разрабатывается и ведется главным бухгалтером. В политике учета необходимо указать следующие данные:

  • рабочий план счетов;
  • формы документов, которые применяются для оформления фактов хоздеятельности;
  • инвентаризация активов – каким образом осуществлялась;
  • каким методом оценивались активы;
  • как обрабатывалась документация;
  • контроль по проведению хозяйственных операций;
  • прочие вопросы, связанные с ведением бухгалтерской деятельности.

Задачи учетной политики НКО:

  • полное отражение факторов деятельности организации;
  • своевременное их отображение в отчетности;
  • следить за тем, чтобы не образовывались скрытые активы;
  • равенство показателей аналитического и синтетического учетов;
  • рациональное ведение учета бухгалтерии.

Готовой продукции

Готовая продукция – окончательный продукт процесса производства в организации. Это те предметы, которые обработались, отвечают требованиям и сданы на склад.

Задачи учета продукции:

  • контроль по выпуску и сохранностью на складе;
  • правильное оформление документами продукции, которая была отпущена;
  • контроль по выполнению соглашения по поставке;
  • расчет прибыли и затрат.

Готовая продукция предназначена только для продажи. Чтобы учет было легче вести, назначается учетная цена, которую организация выбирает самостоятельно.

В качестве такой цены можно использовать себе стоимость, цену по , оптовую или розничную.

Членских взносов

Членство в некоммерческих организациях является добровольным. В бухгалтерском учете взносы обозначаются как расходы.

Если от этих расходов организация получает положительный результат, то они отображаются в отчетности. Взносы являются основным источником финансирования общественных организаций.

Основных средств

Основным средством считается актив, если:

  • цель объекта – использование в изготовлении продукции;
  • объект будет использоваться длительное время – больше года;
  • организация не будет перепродавать его;
  • в дальнейшей деятельности объект принесет доход.

Если срок полезного использования объекта истек, то он не списывается, а продолжает числиться в организации и отображаться в отчете. Подлежит списанию только тогда, когда общество не намерено его больше использовать.

Основные средства могут поступать:

  • из уставного фонда;
  • целевого финансирования;
  • в качестве подарка от других учреждений или физических лиц;
  • прибыль, полученная в ходе предпринимательской деятельности.

Основанием для взятия основных средств на учет является . Проводки:

Договоров о совместной деятельности

Согласно , стороны обязаны объединить вклады и действовать сообща. Условие такого соглашение – внесение финансов для общего дела.

Количество сторон может быть неограниченным. Некоммерческие организации имеют право заключать подобные договоры, если их целью не является осуществление предпринимательской деятельности.

В законодательстве нет требований к форме соглашения, поэтому оно может оформляться как в устном, так и в письменном виде. Полученная прибыль признается общей. Заключаться может на конкретный срок или бессрочно.

Если одна из сторон хочет выйти, необходимо уведомить вторую не менее, чем за 3 месяца. Основаниями прекращения договора могут являться:

  • одна из сторон является недееспособной;
  • один из товарищей оказался банкротом;
  • смерть участника или ликвидация общества;
  • личные причины, отказ по собственному желанию;
  • срок действия соглашения истек.

В учете бухгалтерии каждой из сторон договора должны содержаться сведения об операциях, которые были проведены совместно. Необходимо высветлить свою долю затрат и обязательств, результаты деятельности.

Раздельный учет НДС в НКО

Если общественная организация занимается предпринимательской деятельностью, то она является налогоплательщиком.

Организация бухгалтерского учета в некоммерческих организациях ведется в общеустановленном порядке, согласно пункту 1 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях.

Бухгалтерский учет и статистическая отчетность в некоммерческих организациях ведется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Информация о деятельности некоммерческой организации представляется органам государственной статистики, налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами организации. При этом к коммерческой тайне не могут быть отнесены следующие сведения:

  • о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций (далее НКО);
  • о размерах и составе имущества НКО;
  • о расходах;
  • о численности и составе работников;
  • об оплате труда работников;
  • об использовании безвозмездного труда граждан.
Порядок организации и ведения бухгалтерского учета определяют следующие нормативные документы:
  • Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июня 1998 года № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;
  • отдельные положения по бухгалтерскому учету, регулирующие порядок учета отдельных объектов и операций;
  • План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
При этом следует учитывать, что на некоммерческие организации не распространяются следующие положения по бухгалтерскому учету:

— Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 25 ноября 1998 года № 56н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „События после отчетной даты“ ПБУ 7/98»;

— Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 28 ноября 2001 года № 96н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Условные факты хозяйственной деятельности“ ПБУ 8/01»;

— Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 13 января 2000 года № 5н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Информация об аффилированных лицах“ ПБУ 11/2000»;

— Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 27 января 2000 года № 11н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Информация по сегментам“ ПБУ 12/2000»;

— Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 92н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Учет государственной помощи“ ПБУ 13/2000»;

— Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 91н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Учет нематериальных активов“ ПБУ 14/2000».

Особенности составления и представления бухгалтерской отчетности некоммерческими организациями следующие:

1. Они могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности:

— Отчет об изменениях капитала (форма № 3);

— Отчет о движении денежных средств (форма № 4);

— Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

при отсутствии соответствующих данных.

3. Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляется:

  • Отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • Отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • Пояснительная записка.
При составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться:

— Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 6 июля 1999 года№ 43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Бухгалтерская отчетность организации“ ПБУ 4/99»;

— иными положениями по бухгалтерскому учету;

— Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

Некоммерческая организация при принятии формы Бухгалтерского баланса (форма № 1) в разделе «Капитал и резервы» вместо групп статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» включает группу статей «Целевое финансирование».

Порядок заполнения Отчета о целевом использовании полученных средств, приведен в «Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности», утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 22 июля 2003 года № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

В отчете о целевом использовании полученных средств (форма № 6) некоммерческие организации указывают данные:

  • об остатках средств, поступивших в виде вступительных, членских, добровольных взносов;
  • о поступлении средств, в течение отчетного периода;
  • о расходовании средств, в течение отчетного периода;
  • об остатках средств на конец отчетного периода.
Если расходы, произведенные в течение отчетного периода (с учетом остатка на начало периода), превысили имеющиеся целевые средства, то разность указывается по статье «Остаток на конец отчетного периода» в круглых скобках, а в бухгалтерском балансе (форма № 1) — в составе прочих оборотных активов. В пояснительной записке необходимо дать пояснения.

Организация может самостоятельно добавлять в форму отчета статьи для данных, являющихся существенными, если в стандартной форме № 6 такие статьи не предусмотрены.

Вместе с тем, согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» общественным организациям (объединениям), не осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), дано освобождение от обязанности представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность.

Данные общественные организации только один раз в год по итогам отчетного года представляют бухгалтерскую отчетность в упрощенном составе:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках;

3) отчет о целевом использовании полученных средств,

тогда как другие НКО представляют еще и квартальную отчетность (в течение 30 дней по окончании квартала).

Соответственно эти организации в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляют Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительную записку.

Бухгалтерская отчетность, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), представляется в налоговый орган, и в орган статистики, на основании Постановления Госкомстата России от 27 сентября 1995 года № 157, а также другим заинтересованным пользователям, например, жертвователям и грантодателям.

Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности обязаны представлять форму № 6.

В качестве форм бухгалтерской отчетности организация вправе использовать как формы, утвержденные Приказом Минфина России № 67н, так и самостоятельно разрабатываемые формы при условии соблюдения общих требований к бухгалтерской отчетности и непосредственно отчетным формам, определенных ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утв. Приказом Минфина России от 6 июля 1999 года № 43н).

Обратите внимание!

Существуют и такие некоммерческие организации, которые могут не представлять бухгалтерскую отчетность. К ним относятся религиозные организации.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в Письме от 16 мая 2003 года № ВГ-6-02/563@ «О представлении бухгалтерской отчетности религиозными организациями» сообщало, что религиозные организации, не имеющие объектов обложения налогами, предусмотренными налоговым законодательством, не представляют в налоговые органы по месту учета бухгалтерскую отчетность.

При возникновении объектов налогообложения религиозные организации представляют в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в соответствии со статьей 23 НК РФ.

При этом следует иметь в виду, что Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что этот Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации.

А это значит, что религиозные организации обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном действующим законодательством.

В соответствующих регистрах бухгалтерского учета должны учитываться доходы, полученные в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, целевые поступления и другие доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и расходы, произведенные за счет указанных доходов. Учет указанных доходов и произведенных за счет них расходов ведется в хронологическом порядке.

Так, в частности, Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве в Письме от 15 марта 2005 года № 20-12/16361 дает следующие разъяснения по этому вопросу:

«Согласно ст. 246 НК РФ налогоплательщиками по налогу на прибыль организаций признаются все российские организации, включая религиозные организации.

В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном ст. 289 НК РФ.

Таким образом, обязанность по представлению декларации по налогу на прибыль установлена НК РФ. Это означает, что некоммерческие организации, в том числе религиозные организации, в соответствии с указанной нормой также обязаны представлять налоговые декларации в налоговые органы независимо от того, возникает у них объект налогообложения или нет.

В п. 2 ст. 289 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики (включая религиозные организации, имеющие доходы, подлежащие налогообложению) по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации по упрощенной форме.

Листы и приложения к ним, включающиеся в декларацию по налогу на прибыль организаций за отчетный период, отмечены в графе 3 таблицы, приведенной в разд. 1 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2001 №БГ-3-02/585 (далее — Инструкция), знаком »*«.

Декларация за налоговый период включает в себя листы и приложения, отмеченные в графе 4 таблицы знаком «*».

Листы и приложения, являющиеся общими для всех налогоплательщиков, указаны в графе 5 таблицы. К ним относятся: лист 01 «Титульный лист», разд. 1, а также лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций».

Остальные листы и приложения включаются в состав декларации и представляются в налоговый орган в том случае, если налогоплательщик имеет доходы, расходы, иные средства, подлежащие отражению в конкретных листах и приложениях, осуществляет операции с ценными бумагами, является налоговым агентом, применяет специальный налоговый режим, установленный гл. 26.4 НК РФ, или в его состав входят обособленные подразделения.

На основании п. 1.7 Инструкции налогоплательщики представляют налоговые декларации за отчетный период не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода в соответствии с п. 3 ст. 289 НК РФ.

Налогоплательщики представляют налоговые декларации по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в соответствии с п. 4 ст. 289 НК РФ.

По истечении налогового периода некоммерческие организации, в том числе религиозные организации, не имевшие в течение налогового периода доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов, а получившие только целевые поступления, указанные в ст. 251 НК РФ, которые не учитываются при определении налоговой базы, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме.

Таким образом, религиозные организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций, представляют в налоговые органы декларации по налогу на прибыль организаций только по истечении налогового периода.

В состав этой декларации входят:

— титульный лист декларации;

— разд. 1;

— лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций» (без приложений);

— лист 10 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» (при наличии таких поступлений).

В Письме МНС России от 16.05.2003 №ВГ-6-02/563@ разъяснено, что религиозные организации, не имеющие объектов обложения налогами, предусмотренными налоговым законодательством, не представляют в налоговые органы по месту учета бухгалтерскую отчетность.

При возникновении объектов налогообложения религиозные организации представляют в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ«.

В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в некоммерческой организации должен вестись на основании учетной политики, сформированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года № 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Учетная политика организации“ ПБУ 1/98» (далее ПБУ 1/98).

При формировании учетной политики бухгалтеру НКО следует исходить из того, что в ней в первую очередь должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены.

Учетная политика предприятия является основным внутренним документом, который регулирует порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в некоммерческой организации.

Некоммерческим организациям следует помнить, что учетная политика должна быть представлена, как документ, позволяющий снизить налоговое и бухгалтерское бремя сегодняшнего дня.

Учетная политика некоммерческой организации формируется в соответствии с ПБУ 1/98. ПБУ 1/98 определяет основные принципы формирования и раскрытия учетной политики организации.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается приказом или распоряжением руководителя НКО.

При этом утверждается:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля хозяйственных операций;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Учетная политика организации должна обеспечивать:
  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности;
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
  • отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).
При формировании учетной политики некоммерческой организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики, относятся способы начисления износа основных средств, оценки материальных запасов, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.

Изменение учетной политики некоммерческой организации может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и тому подобным.
Не считается изменением учетной политики учреждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникших впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется приказом (распоряжением) руководителя.

Разработка приказа по учетной политике должна осуществляться с учетом специфики деятельности каждого НКО.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета, осуществляется выбор одного из нескольких способов, допускаемых законодательными нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Если указанная система не устанавливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то организации вправе самостоятельно разработать способы ведения бухгалтерского учета соответствующие Положению об учетной политике.

С момента введения в действие части второй НК РФ все организации, являющиеся налогоплательщиками, обязаны дополнительно разрабатывать учетную политику для целей налогообложения.

Статьей 313 НК РФ установлено, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, а порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Таким образом, на уровне федерального закона устанавливается обязанность включения в учетную политику организации дополнительного раздела, касающегося налогообложения, или разработки и утверждения отдельного аналогичного документа.

Учетная политика для целей налогового учета должна формироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать:

— порядок формирования суммы доходов и расходов;

— порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

— сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

— порядок формирования сумм создаваемых резервов;

— сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

В раздел учетной политики, регулирующий организацию налогового учета, следует включить пункты, определяющие:

— ответственного за организацию налогового учета;

— ответственного за ведение налогового учета;

— график документооборота или сроки и состав документов, представляемых лицу, ведущему налоговый учет;

— формы первичных учетных документов и аналитических регистров налогового учета.

Разработку учетной политики для целей налогообложения следует производить исходя из того, какие налоги платит некоммерческая организация, как формируется налоговая база по отдельным видам налогов, а также из принятой в организации схемы документооборота.

Некоммерческие организации обязаны раскрывать в учетной политике избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского и налогового учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Создание некоммерческих организаций в их современном понимании началось в конце 80-х начале 90-х годов.

ГК РФ определил общие нормы деятельности некоммерческих организаций и некоторые их формы.

Принятые затем законы о некоммерческих и благотворительных организациях расширили виды их организации и развили принципы их деятельности.

Появление новой формы организации стало учитываться и в налоговом законодательстве.

Вместе с тем область бухгалтерского учета в некоммерческих организациях практически не развивается.

В настоящее время в средствах массовой информации предлагается большое количество разнообразных вариантов по отражению в учете некоммерческих организаций той или иной операции, которые зачастую противоречат, а иногда и взаимоисключают друг друга.

Можно выделить следующие подходы к построению системы учета некоммерческих организаций:

— аналогично непроизводственной сфере коммерческих предприятий;

— аналогично бюджетным организациям.

Наиболее часто встречаются в литературе по бухгалтерскому учету, рекомендации по использованию в учете некоммерческих организаций концепцию учета непроизводственной сферы, которая состоит из достаточно произвольной компановки общепринятой методики отражения операций на двух счетах: 29 — «Обслуживающие производства и хозяйства» и 86 — «Целевые финансирование и поступления».

Но социальная сфера никогда не имела существенного значения для учета и баланса промышленных предприятий. Счет 29 «Обслуживание производства и хозяйства» носит характер вспомогательного счета для аккумулирования и списания непроизводственных затрат за счет других источников.

Не развита в системе производственного учета и методика работы счета 86 «Целевое финансирование», который используется этими предприятиями эпизодически, и также не несет существенной информации.

Таким образом, в основу учета некоммерческих организаций заложены и выведены на главную роль второстепенные участки коммерческого учета, никогда не имевшие в базовом плане счетов самостоятельного существенного значения и практики корреспондентского использования.

Причем центральное место занимает именно затратный счет 29 «Обслуживание производства и хозяйства», как наиболее продвинутый в плане методологии учета по сравнению со счетом 86 «Целевое финансирование».

С этим несоответствием сталкивается бухгалтер некоммерческой организации, когда один за другим возникают вопросы учета уплаченного налога на добавленную стоимость, приобретения и износа основных средств, формирования и расходования целевых средств.

Расширение сферы деятельности некоммерческих организаций увеличило количество проблем учета.

Возникают вопросы о распределении затрат, при наличии предпринимательской деятельности, учете курсовых разниц и другие. Все это приводит к тому, что бухгалтерами придумываются схемы учета, не находящие подтверждений в нормативных документах.

Ситуация усложняется также и налоговыми органами.

Исходя из этого, является необходимой скорейшая выработка целостной системы учета некоммерческих организаций, охватывающей все стороны их деятельности от операций по кассе до формирования отчетности.

Некоторые авторы предлагают адаптировать систему бюджетного учета к условиям НКО. Однако с введением нового Плана счетов бюджетного учета, утвержденного Приказом Минфина РФ от 26 августа 2004 года № 70н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету», на наш взгляд, слишком усложняет ведение бухгалтерского учета.

Но некоторые методики, которые используются в бюджетном учете, все-таки можно рекомендовать к применению в практике некоммерческих организаций. В частности по вопросу отражения на счетах бухгалтерского учета курсовых разниц.

Учет курсовых разниц — один из самых проблемных вопросов для некоммерческих организаций.

Инструкция по бюджетному учету разделяет движение целевых средств в зависимости от того, занимается или нет данная организация предпринимательской деятельностью.

Бюджетные организации не занимающиеся предпринимательской деятельностью, получившие средства в иностранной валюте, курсовые разницы по таким операциям относят на счета учета целевого финансирования (причем положительная разница увеличивает доходы, а отрицательная — уменьшает). А по операциям, связанным с предпринимательской деятельностью, — курсовые разницы относят на счета доходов.

Существует еще одна особенность системы учета в бюджетных организациях: субсчета с номером «1» предназначены для учета бюджетных средств, а с номером «2» — для средств от предпринимательской деятельности.

Таким образом, используя предложенную схему для некоммерческих организаций, можно рекомендовать следующие бухгалтерские проводки для отражения курсовых разниц:

1. для некоммерческих организаций, не занимающихся предпринимательской деятельностью:

— положительные разницы:

Дебет 52 «Валютный счет»

Кредит 86/1 «Целевое финансирование/уставная деятельность»;

— отрицательные разницы:

Дебет 86/1 «Целевое финансирование/уставная деятельность»

Кредит 52 «Валютный счет»;

2. для некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью:

— положительные разницы:

Дебет 52 «Валютный счет»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы»;

— отрицательные разницы:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 52 «Валютный счет».

Предлагаемая схема учета состоит в том, что она лишь использует некоторые правила бюджетной системы учета и не являются при этом их точной копией.

В любом случае, наиболее удобным в применении для НКО, будет план счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

Наиболее важной частью для НКО будет разработка методики отражения операций по счету 86 «Целевого финансирования».

В соответствии со статьей 26 Закона о некоммерческих организациях источником финансирования имущества некоммерческой организации могут являться:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие не запрещенные законом поступления.
Для учета поступающих средств Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 86 «Целевые финансирования и поступления».

Расход целевых поступлений должен производиться в соответствии с целями и задачами некоммерческой организации.

Основной вопрос, который не имеет сегодня однозначного решения: это выбор метода отражения операций по счету 86 «Целевое финансирование» — кассовый метод или метод начислений.

Обширная практика применения некоммерческими организациями классического счета 86 «Целевое финансирование» сочетает в себе два способа:

— кассовый метод учета поступлений денежных средств,

— совмещение методов при расходовании средств. Так, например, денежные расходы списываются по факту, а расходы на заработную плату методом начисления.

Действующими нормативными документами прямо не регламентировано применение того или иного метода в отношении формирования счета 86 «Целевые финансирования». В комментариях или указаниях используются формулировки «поступившие средства», то есть косвенно предусматривается применение кассового метода учета.

Если обратиться к международной практике, то международные стандарты предусматривают максимально возможное использование метода начисления для отражения операций на счетах учета.

В качестве примера можно привести международный стандарт финансовой отчетности МСФО 20, касающийся учета правительственных субсидий.

Стандарт предусматривает два подхода для отражения поступлений:

— если поступление не предусматривает расходы (как правило это субсидии в виде актива), в отношении их может применяться кассовый метод (например, некоммерческой организации передан автобус, такая операция подлежит отражению в учете после совершения);

— если поступление предусматривает расходы или покрытие уже произведенных расходов (как правило, это субсидии в виде денежных средств), то следует применять принцип начисления.

Однако данный метод может быть применен только в случае:

  • если существует обоснованная уверенность получения таких субсидий;
  • если организация удовлетворяет условиям выдачи таких субсидий.
Эти положения международного стандарта можно распространить и на учет целевых средств некоммерческих организаций. То есть, при формировании счета 86 «Целевое финансирование» можно применить метод начисления, если на отчетную дату организация располагает фактами, подтверждающими выделение ей средств из соответствующего источника.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим ведение бухгалтерского учета является Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому:

1. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Это значит, что независимо от наличия средств, расчетного счета или деятельности, с момента государственной регистрации Вашей НКО необходимо вести бухгалтерский учет.

2. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем НКО.

Именно руководитель организации отвечает за ведение бухгалтерского учета, издает необходимые приказы, связанные с процессом его ведения, а также организует хранение бухгалтерских документов в соответствии с требованиями законодательства.

3. Руководитель некоммерческой организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено 402-ФЗ.

Таким образом, в некоммерческой организации, Руководитель не может вести бухгалтерский учет сам. Однако 402-ФЗ содержит исключение:

Руководитель некоммерческой организации, применяющей упрощенные системы ведения бухгалтерского учета может принять ведение бухгалтерского учета на себя .

Таким образом, в некоммерческой организации, применяющей Упрощенную систему налогообложения, Руководитель может вести бухгалтерский учёт самостоятельно.

Каким же образом можно организовать бухгалтерский учет в НКО?

Вариант 1: руководитель принимает ведение бухгалтерского учёта на себя.

Если некоммерческая организация применяет Упрощенную систему налогообложения , то Руководитель организации может принять ведение бухгалтерского учета на себя и выполнять все функции бухгалтера (как при осуществлении административной уставной деятельности, так и при реализации проектов). Для этого руководителю организации необходимо изготовить соответствующий документ с формулировкой «Принимаю ведение бухгалтерского учёта на себя». Именно этот документ будет подтверждать его полномочия как бухгалтера (например, в Федеральном конкурсе грантов требуется приложить документ, подтверждающий полномочия лиц, подписывающих заявку, т.е. руководителя и бухгалтера).

Нередко в этой ситуации фактически бухгалтерский учет ведёт нанятый специалист или организация, предоставляющая услуги по ведению бухгалтерского учета, а Руководитель только ставит подписи в документах и представляет организацию в контролирующих органах. Данный вариант можно рекомендовать в том случае, если Руководитель организации не имеет достаточной квалификации для ведения бухгалтерского учета самостоятельно, а организация не может себе позволить постоянного бухгалтера либо договора с организацией, предоставляющей такие услуги (также возможен вариант, когда нанятый специалист не соответствует требованиям закона 402-ФЗ или по каким-то иным причинам отказывается принимать на себя ответственность, связанную с официальным статусом бухгалтера организации).

Вариант 2: главный бухгалтер.

Наличие профессионального бухгалтера, который знает все нормы, требования и правила ведения бухгалтерского учета – идеальный вариант. Однако хороший специалист требует и адекватной заработной платы, а вот тут уже, с учетом ситуации с финансированием НКО, могут возникнуть проблемы (как правило, средства на адекватную заработную плату бывают только в рамках конкретных ограниченных по срокам проектов, да и те иногда приходится отстаивать перед теми, кто распределяет средства). Выход из этой ситуации есть - Главный бухгалтер может быть добровольцем, и с ним может быть заключен договор безвозмездного оказания услуг, принимаемый в качестве подтверждения его полномочий финансовыми и иными организациями (следует учитывать, что для этого в Уставе НКО должны быть указаны виды деятельности, соответствующие 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Вариант 3: возложение обязанностей по ведению бухгалтерского учета на другое должностное лицо в вашей НКО.

Согласно 402-ФЗ, ведение бухгалтерского учета может быть возложено не только на бухгалтера, но и на иное должностное лицо организации. Какая именно должность это будет – решать Вам (например, можете возложить эти обязанности на заместителя руководителя). В этом случае необходимо указать это в Учетной политике организации и включить ведение бухгалтерского учета в договор с ним (трудовой или договор с добровольцем).

Вариант 4: договор с организацией, предоставляющей услуги по ведению бухгалтерского учета.

Уже давно существуют организации, предлагающие услуги по ведению бухгалтерского учета. Специалисты таких фирм будут вести всю вашу бухгалтерскую документацию, сдавать отчеты в контролирующие органы и внебюджетные фонды, а Вам, как руководителю, останется только ставить подписи на документах. Очень часто заключение договора с организацией оказывается выгоднее, чем выплата полноценной заработной платы бухгалтеру.

Вариант 5: договор с физическим лицом, осуществляющим услуги по ведению бухгалтерского учета.

Вы можете принять на работу внешнего бухгалтера (например, по гражданско-правовому договору). Иногда это неплохой вариант: известны случаи, когда один бухгалтер обслуживает несколько НКО, расположенных в одном районе города, при этом каждая организации платит ему за услуги небольшую сумму (а в целом специалист получает достойную оплату труда).

Однако следует учесть, к такому лицу 402-ФЗ уже предъявляет определенные требования. Этот человек должен:

  • иметь высшее профессиональное образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской
    деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Что делать, если возникают разногласия между бухгалтером и руководителем?

К сожалению, в деятельности любой организации могут возникать разногласия между сотрудниками. Законодательство РФ предусматривает такую возможность. В случае возникновения разногласий между Руководителем НКО и Бухгатером, учитывайте следующее:

1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя организации, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя организации, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

То есть решение руководителя все же имеет больший «вес», чем бухгалтера. Не забывайте, что в этом случае всю ответственность также будете нести Вы, как руководитель НКО, а с бухгалтера она уже полностью снимается. Хорошо бы такие ситуации никогда не возникали, но если Вы точно уверены в своей правоте (то есть подняли все нормативно-правовые акты и комментарии к ним), Вам просто необходимо издать соответствующий указ или распоряжение и ознакомить с ним специалиста (он должен поставить об этом свою подпись).

Некоммерческие организации – одна из форм, бухгалтерский учет в которой не трудно сформировать, однако достаточно сложно его правильно вести и не наделать ошибок при составлении отчетности. Мы поможем вам избежать неприятных ситуаций с контролирующими органами.

Компания «Бухгалтерия ПРОФ» оказывает бухгалтерские услуги некоммерческим организациям (НКО), опираясь на значительный арбитражный опыт, а также учитывая позицию налоговых инспекций по ряду вопросов, возникающих в сфере бухучета таких формирований как НКО.

Бухучет и налоговый учет в НКО осложняется тем, что мало конкретности в налоговом законодательстве, касающемся вопросов налогового и бухгалтерского учета некоммерческих организаций. Размытость и двойственность трактовок законодательных норм приводят к появлению судебных исков со стороны инспектирующих органов.

В некоторых случаях только прецедентная практика позволяет НКО выигрывать судебные тяжбы в спорных вопросах, возникших при определении налогооблагаемой базы и других операциях бухгалтерского и налогового учета.

Особенности бухгалтерских услуг для НКО

Еще один важный момент – необходимость ведения раздельного учета в тех некоммерческих организациях, которые, помимо основной деятельности НКО, также занимаются предпринимательской деятельностью. В этом случае важно разделить средства, поступающие от предпринимательской деятельности, от средств, предназначенных для целевого использования.

Обращение НКО к бухгалтерским услугам сторонней специализированной компании не только не прибавит расходов, но и увеличит сумму затратных статей, учитываемых при уменьшении налогооблагаемой прибыли.

Мы предоставим Вам:

  1. Конфиденциальность всех сведений, которые становятся известны специалистам нашей компании: мы привыкли ценить доверие, оказываемое нам нашими клиентами;
  2. Специфика каждой некоммерческой организации требует особого подхода к процессу оказания услуг, обязательствам по договору и общению с участниками НКО;
  3. Отдельный учет операций в некоммерческой организации, касающихся деятельности, которая приносит прибыль и требует отражения в бухгалтерии;
  4. Операции при наличии членства в сфере учета членских взносов (поступление и распределение по целевым направлениям);
  5. Профессиональное владение спецификой учета целевого финансирования и спонсорской помощи.

Кроме перечисленных операций при обращении к Центру бухгалтерских услуг «Бухгалтерия ПРОФ» вы всегда можете рассчитывать на услугу составления ежегодной отчетности в Министерство юстиции. Эти отчеты не касаются вопросов бухгалтерского и налогового учета, но их достоверность и корректность очень важна для реноме любой некоммерческой организации.

Бухгалтерское обслуживание НКО при отсутствии деятельности

У некоммерческой организации, как и у любой коммерческой компании, может возникнуть период, иногда и достаточно затяжной, когда НКО не ведет никакой деятельности – ни целевой, ни предпринимательской. Что делать в этом случае?

Бухгалтерские услуги для НКО, не осуществляющих никаких операций, заключаются в составлении «нулевой» налоговой отчетности. Отчетность оформляется раз в год. Но, поскольку организация продолжает существовать, не закрывается, значит, в ней работает хотя бы один человек.

Это означает, что помимо «нулевой» отчетности по налогам придется оформлять платежи в ПФР, ФОМС и ФСС и сдавать необходимую отчетность по социальным платежам. И в этом случае «Бухгалтерия ПРОФ» будет всегда рядом.

Помимо «нулевого» баланса, НКО, не осуществляющие никаких операций, обязаны предоставить в налоговую инспекцию отчет:

  1. о прибылях и убытках;
  2. о целевом использовании средств.

Практика составления ежеквартальной и годовой отчетности для НКО у «Бухгалтерия ПРОФ» имеется. Вам не придется переживать о правильности бухгалтерского и налогового учета в вашей НКО, если договор на оказание бухгалтерских услуг вы заключили с «Бухгалтерия ПРОФ».

Работа с «Бухгалтерия ПРОФ» при оказании бухгалтерских услуг для НКО

  • В свое распоряжение вы получаете высококвалифицированного специалиста, который может и сам дать ценные консультации по учету, и привлечь коллег для принятия коллегиального решения, если речь идет о спорном вопросе.
  • Для нас вы всегда в приоритете, поэтому весь учет строится на принципе «Не навреди клиенту!».
  • Неработающие некоммерческие организации могут обращаться к нам за услугами один раз в год, когда необходима подготовка и сдача отчетности.
  • Ведение раздельного учета лучше сформировать и вести своевременно, чем впоследствии страдать от доначислений и платить штрафы.

Бухгалтерские услуги для НКО от компании «Бухгалтерия ПРОФ» – это гарантия спокойствия руководителя организации-клиента.

Некоммерческие организации (НКО). Казалось бы, что там учитывать? Разве что отразить взносы учредителей и получение целевого финансирования. Однако на этом деятельность НКО только начинается. Особенности учета и отчетность будут зависеть от формы НКО: коллегия адвокатов, благотворительный фонд, ТСЖ, учреждение или общество охотников и рыболовов.

Коммерческие организации - это юридические лица, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Однако юридические лица могут создаваться и для других целей. Организации, для которых извлечение прибыли не является приоритетом, признаются некоммерческими.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Особенности форм некоммерческих организаций установлены в главе 4 Гражданского кодекса.

Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Фондом признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

НКО. Учет и отчетность

НКО ведут бухгалтерский учет и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность НКО должна содержать информацию об уставной и предпринимательской деятельности.

НКО самостоятельно разрабатывают и принимают формы бухгалтерской отчетности на основе образцов, рекомендованных Минфином России.

При отсутствии предпринимательской деятельности и соответствующих данных общественные организации (объединения) могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности:

  • отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • пояснительную записку.

Информацию об использовании бюджетных средств представляют НКО, получающие бюджетные средства. Указанная информация представляется в составе бухгалтерской отчетности по формам, установленным Минфином России.

К бухгалтерской отчетности прилагается сопроводительное письмо, содержащее информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.

Целевые доходы для НКО

С 1 января 2011 года расширен перечень доходов, не учитываемых некоммерческими организациями в целях налогообложения прибыли.

Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности».

Не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль:

  • целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение уставной деятельности,
  • гранты на осуществление программ в области науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
  • учредительные и членские взносы, осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях;
  • доходы, безвозмездно полученные некоммерческими организациями в виде работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • имущественные права, переходящие некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования (подп. 2 п. 2 ст. 251 НК РФ, раннее освобождалось только имущество);
  • имущественные права, полученные на осуществление благотворительной деятельности (подп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ, ранее освобождалось только имущество);
  • средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на ведение уставной деятельности, не связанной с предпринимательской, от перечисленные структурными подразделениями (отделениями) из целевых поступлений (подп. 10.1 п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • средства, полученные структурными подразделениями (отделениями) от создавших их некоммерческих организаций, перечисленные из целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности (подп. 10.1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Это важно

Некоммерческие организации могут осуществлять и предпринимательскую деятельность, если это соответствует целям, ради которых они созданы.

Учет в благотворительных организациях

Благотворительные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:

  • учредительные и членские взносы;
  • благотворительные пожертвования, гранты, предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
  • доходы от внереализационных операций;
  • поступления от деятельности по привлечению благотворителей и добровольцев (организация развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий);
  • проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований;
  • доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
  • доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
  • труд добровольцев;
  • иные не запрещенные законом источники.

Расходы благотворительной организации осуществляются согласно смете, которая является составной частью благотворительной программы. Благотворительная программа устанавливает этапы и сроки реализации сметы предполагаемых поступлений и планируемых расходов (расходы на материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ).

Благотворительная программа утверждается высшим органом управления благотворительной организации.

При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в установленные программой сроки.

Благотворительная организация вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала не более 20 процентов финансовых средств, расходуемых за финансовый год. Ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

Не менее 80 процентов благотворительных пожертвований в денежной форме используется на благотворительные цели в течение года с момента получения данного пожертвования.

Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения.

Благотворителем или благотворительной программой могут быть установлены иные сроки.

Имущество благотворительной организации не может быть передано учредителям (членам) этой организации на условиях более выгодных, чем для других лиц.

Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения уставных целей.

Средства, полученные благотворительной организацией от осуществления иной предпринимательской деятельности, взыскиваются в доход местного бюджета и подлежат использованию на благотворительные цели.

Бухучет для НКО

НКО ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Осуществляя хозяйственную деятельность, благотворительные организации руководствуются общим Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению.

Особенностью бухгалтерского учета в благотворительных организациях является правильность отражения целевых поступлений, взносов, пожертвований на ведение уставной деятельности. В связи с этим рассмотрим использование счета 86 «Целевое финансирование».

Это важно

На финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год внереализационных доходов, поступлений от хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией, и доходов от предпринимательской деятельности.

По кредиту счета 86 отражаются поступившие средства целевого финансирования, по дебету – списание средств, израсходованных в соответствии с благотворительной программой и сметой.

Целевые средства предоставляются на финансирование конкретных мероприятий и не могут быть использованы в иных целях. В связи с этим благотворительные организации ведут аналитический учет целевых средств по каждому виду источника и в разрезе целевых программ.

Поступление целевых денежных средств в учете отражается бухгалтерской проводкой:

ДЕБЕТ 50 «Касса» (51 «Расчетный счет»,52 «Валютный счет») КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование»

– на сумму поступивших целевых средств. Целевые средства могут выделяться благотворительной организации и в натуральной форме (гуманитарная помощь в виде продуктов питания, теплой одежды и пр.).

В таком случае поступление отражается записью:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование»

– в денежном эквиваленте.

Налог на добавленную стоимость по приобретенным средствам в таком случае включается в фактическую себестоимость материалов.

Благотворительным организациям необходимо вести раздельный учет ТМЦ, поступивших в виде целевых средств и приобретенных для ведения хозяйственной деятельности.

В случае приобретения товарно-материальных ценностей для осуществления хозяйственной деятельности их поступление отражается записью:

– на сумму приобретенных материальных ценностей, включая НДС. Кроме того, благотворительные организации вправе осуществлять коммерческую деятельность, и, следовательно, необходимо вести отдельный аналитический учет товарно-материальных ценностей, предназначенных для использования в коммерческой деятельности. Следует помнить, что в подобном случае НДС, предъявленный поставщиком, выделяется из стоимости ТМЦ и учитывается отдельно.

Это важно

Некоммерческие организации вправе не применять ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.

Приобретение указанных ТМЦ отражается записью:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– на сумму приобретенных материальных ценностей (без НДС);

ДЕБЕТ 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– на сумму НДС, предъявленного поставщиками по приобретенным материальным ценностям. Приобретение товарно-материальных ценностей оформляется в общеустановленном порядке.

Рассмотрим отражение хозяйственных операций на конкретных примерах.

Пример 1

Благотворительный фонд передает легковой автомобиль многодетной семье. Автомобиль приобретен фондом за счет средств целевого финансирования для ведения уставной деятельности. Фонд предпринимательскую деятельность не ведет.

Первоначальная стоимость автомобиля – 354 000 руб. (включая НДС). На дату передачи износ автомобиля составил 100 процентов. Рыночная стоимость автомобиля (без НДС) – 100 000 руб.

Передача товаров безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом № 135-ФЗ не облагается НДС. Исключение составляет передача подакцизных товаров (подп. 12 п. 3 ст. 149, подп. 6 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Легковой автомобиль признается подакцизным товаром. И при передаче автомобиля следует начислить НДС (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 146, подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). Налоговой базой признается рыночная стоимость (без НДС) переданного автомобиля, исчисленная в порядке, предусмотренном статьей 40 Налогового кодекса (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Автомобиль, используемый НКО в уставной деятельности, учитывается в составе объекта основных средств (ОС) по первоначальной стоимости (п. 4 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н).

Принимая автомобиль к учету, организация отражает использование средств целевого финансирования записью по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции с кредитом счета 83 «Добавочный капитал» (см. письмо Минфина России от 31 июля 2003 г. № 16-00-14/243).

НКО не начисляют амортизацию по объектам ОС (абз. 3 п. 17 ПБУ 6/01). На забалансовом счете 010 «Износ основных средств» отражаются суммы износа, начисленные линейным способом в порядке, установленном в пункте 19 ПБУ 6/01.

Передача собственного имущества в благотворительных целях может отражаться с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы» (абз. 2 п. 1, абз. 5 п. 11 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н).

При выбытии автомобиля сумма начисленного износа списывается с забалансового счета 010. Сумма добавочного капитала, сформированного при приобретении автомобиля, списывается со счета 83 на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (абз. 4 п. 6 Особенностей формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций, опубликованных на официальном сайте Минфина России).

Сумма НДС, начисленная при передаче автомобиля, относится в дебет счета 91, субсчет 91-2 «Прочие расходы».

Налог на прибыль организаций

Целевые поступления, получаемые благотворительным фондом и использованные по назначению, в целях налогообложения прибыли не учитываются (абз. 1, 3 п. 2 ст. 251 НК РФ). Имущество, приобретенное фондом за счет целевых поступлений, не подлежит амортизации в налоговом учете (подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Расходы, связанные с передачей имущества в благотворительных целях, включая сумму начисленного НДС, помещения, транспорта, канцелярская и печатная продукция) составили 50 000 руб. Акция проводится сила-ми добровольцев.

Бухгалтерский учет

Затраты НКО на проведение целевого мероприятия накапливаются на счете 20 «Основное производство». При проведении благотворительного мероприятия расходы списываются в дебет счета 86 «Целевое финансирование» (Инструкция по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, п. 29 Особенностей формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций, опубликованных на официальном сайте Минфина России).

для целей налогообложения прибыли не учитываются (п. 16 ст. 270 НК РФ, письмо Минфина России от 5 февраля 2010 г. № 03-03-06/4/9).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые в рамках благотворительной помощи, не облагаются НДФЛ (п. 8 ст. 217 НК РФ).

Следовательно, при передаче автомобиля физическому лицу у благотворительного фонда не возникает обязанностей налогового агента (см. письмо Минфина России от 8 апреля 2011 г. № 03-04-06/6-83).

Бухгалтерские проводки

Списана стоимость автомобиля, преданного в благотворительных целях:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01

– 354 000 руб.

Списана сумма износа, начисленного по переданному автомобилю:

КРЕДИТ 010

– 354 000 руб.

Списан добавочный капитал, сформированный при приобретении автомобиля:

ДЕБЕТ 83 КРЕДИТ 84

– 354 000 руб.

Пример 2

Отражение в учете благотворительного фонда проведения благотворительного мероприятия.

Благотворительный фонд проводит бесплатную раздачу продуктовых наборов малоимущим. На расчетный счет получены целевые денежные средства в сумме 200 000 руб. Приобретено продуктов для раздачи малоимущим на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС). Расходы на проведение мероприятия (аренда

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Товары и услуги приобретены фондом для осуществления операций, не облагаемых НДС. Следовательно, сумма входного НДС, предъявленного по аренде помещения, транспорта, канцтоварам и печатным материалам, к вычету не принимается (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). Сумма входного НДС включается в стоимость приобретенных товаров и услуг в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса.

Налог на прибыль организаций

Целевые поступления, получаемые благотворительным фондом и использованные по назначению, в целях налогообложения прибыли не учитываются (абз. 1, 3 п. 2 ст. 251 НК РФ). Следовательно, затраты на проведение благотворительного мероприятия не признаются расходами в целях налогообложения прибыли.

Бухгалтерские проводки

Отражено получение целевых средств:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

– 200 000 руб.

Отражено приобретение продуктов за счет средств целевого финансирования:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

– 118 000 руб.

Отражены затраты на проведение благотворительного мероприятия:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10, 60, 76

– 168 000 руб. (118 000 + 50 000).

Отражено использование средств целевого финансирования:

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 20

– 168 000 руб.

Г. Джамалова, редактор-эксперт